Тайны Золотой Царицыной палаты: Как роскошные покои русских цариц скрывали великие секреты

Золотая Царицина Палата

История и назначение

В XVI веке дворцовое строительство в Кремле связано с возведением Золотой Царицыной палаты. Это был главный парадный зал московских цариц. Она некогда вся сияла золотом. Палата построена для жены царя Фёдора — царицы Ирины.

Золотая царицына палата.

Изначально в ней проходили чисто семейные торжества. Устраивались «родинные» и «крестинный» столы для имевших доступ ко двору боярынь. Здесь принимали патриарха и высшее духовенство и «всякого чина других особ. Они приходили с дарами «царствовать» государыню по случаю рождения и крещения его детей».

Золотая царицына палата. Общий вид

В Светлое воскресение государь, сопутствуемый патриархом, духовными и светскими властями, приходил христосоваться с царицей, окружённой верховными и приезжими боярынями.

Архитектурные особенности

Имея большое сходство с Грановитой палатой по своему назначению, она значительно уступала ей по размерам. Возвышающаяся на белокаменном подклете, палата снаружи, как и Грановитая, выделялась богатством обработки фасадов. По сохранившимся фрагментам декора можно судить о влиянии на русскую архитектуру зодчества итальянского Возрождения.

Золотая Царицына палата. XVI в. Деталь стенописи. Золотая Царицына палата. XVI в. Деталь стенописи.

Золотая Царицына палата. XVI в. Деталь стенописи.
По традиции фасад палаты, выходящий на Соборную площадь, украшали резные белокаменные порталы и наличники окон. Всё выполнено под влиянием архитектуры ренессанса.

Внутреннее убранство и акустика

Портал Золотой царицыной палаты

Портал Золотой Царицыной палаты

Поражало современников внутреннее убранство палаты, обилие украшавшего её золота. Одновременно они отмечали слитность пространства («сферообразная храмина») и её редкие акустические свойства («звонко отдавались в ней тихие слова»).

Современное состояние интерьера

Золотая царицына палата. Окно

Золотая царицына палата. Окно

В настоящее время в интерьере палаты обращают на себя внимание характерные для итальянских построек очертания оконных проёмов, оформление главного входа в Царицыно палату. Золотой портал, украшенный по резному белому камню затейливым плетением итальянского орнамента, выводит в Жилецкую палату. Со стороны сеней его украшает каменный портал с резьбой низкого рельефа, изображающей цветы и травы.

Жилецкая палата: назначение и детали

Жилецкая палата предназначалась для дворцовой стражи. В проходной комнате, которая сегодня представляет собой половину прежних сеней, когда- то дневали слуги (дворяне —«жильцы»). В Жилецкой палате кроме портала XVII века обращает на себя внимание и резной наличник окна. Он расположен рядом с двумя окнами Царицыной палаты, выходящими в сторону Владимирского зала.

Изменения во внешнем облике

Золотая Царицина палата

Внешний облик Золотой Царицыной палаты сильно изменён после надстройки над ней Спасского собора и возведения галереи вдоль её южного фасада.
В настоящее время прежнюю гармонию интерьера нарушает перекрестье громадных арок. Они возведены в 1683 году для укрепления сводов палаты, перегруженных надстройкой церкви Воскресения Словущего над приделом Спасского собора.

Особенности внутренней архитектуры

Внутренняя архитектура Золотой Царицыной палаты весьма своеобразна.
Приземистая, с арками и сводами, золочёными железными дверями и низкими окнами, на подоконниках которых размещались семь почётных боярских сидений. Первоначальное оформление Царицыной палаты не сохранилось.

Росписи и их история

Золотая палата Царицына. Московский Кремль

В те времена роспись палаты была полихромной, позолота покрывала только часть фонов и нимбы. Создателями ее были мастера, на творчество которых оказало влияние зодчество итальянского Возрождения. Современники отмечали роспись свода палаты, где преобладали изображения деревьев, цветов, плодов и птиц.

Золотая палата Царицына. Московский Кремль
Середину свода палаты украшало изваяния льва со змеёй в пасти, свёрнутой в кольцо. К нему подвешивалась золотая лампада.

Переделки и реставрации

В конце XVI века живопись была обновлена. Это была роспись по золотому фону. В XVII в. живопись вновь была записана. Именно тогда на своде Царицыной палаты были построены две церкви — Спаса Нерукотворного (1635) и Распятия (1681). Началась деформация свода.

В 1683 году он укреплён крест-накрест двумя арками и дополнительными железными связями. Это значительно изменило интерьер зала. В XVIII и XIX веках живопись переписывали уже масляными красками. Роспись XVI века по золотому фону находилась под более поздними изображениями практически до наших дней.

Современные исследования росписей

Золотая Царицына палата. XVI в. Стенопись.

Современные пробные расчистки поздней живописи Царицыной палаты показали, что возвратить к жизни можно отдельные фрагменты росписи XVI века. Небольшие фрагменты поражают тонким сочетанием цветов — жёлтых, зелёных, серовато-белых, выполненных на праздничном золотом фоне.

Восстановление былого великолепия

Золотая царицына палата. Общий вид

В середине XX века прежнее великолепие приёмного зала царицы было в полном объёме восстановлено, что дало возможность впервые за несколько прошедших столетий оценить изысканную красоту Золотой Царицыной палаты. Сегодня можно говорить об огромной художественной и архитектурной ценности этого зала, вполне сравнимого с главным тронным залом Кремля того времени — Грановитой палатой.

Золотая Царицына палата. XVI в. Внутренний вид на окна восточной стороны.

Золотая Царицына палата. XVI в. Внутренний вид на окна восточной стороны.

Основные сюжеты росписей

Основными в системе росписей Золотой Царицыной палаты являются сцены из жития княгини Ольги. Они повествуют о путешествии Ольги в Царьград. Сюжет располагался около свода восточной стены, где стоял трон государыни. Он являлся своеобразной опорой существующего порядка и разворачивался как живописный цикл, повествующий о выборе веры и крещении первой русской княгини — христианки.

Золотая Царицина Палата

Фреска в Золотой Царицыной палате: Путешествие княгини Ольги в Царьград

В 955 году, путешествуя в Константинополь, княгиня Ольга крестилась. Принятие через несколько десятилетий христианства на её родной земле открыло стране дорогу к христианской традиции. Дало возможность Древней Руси развиваться в русле европейской культуры. Столь полных иллюстраций житийной легенды о первой княгине — христианке, кроме как в Золотой Царицыной палате, более нигде нет.

Золотая Царицына палата. XVI в. Внутренний вид на северную стену.

Золотая Царицына палата. XVI в. Внутренний вид на северную стену.

На северной стене — сцены жития св. Динары. Ее культ сложился в Грузии и сочетал в себе почитание царицы Динары, победившей персидского царя в XI веке. И царицы Тамары, известной своими подвигами на рубеже XII—XIII веков.

Интерьер. Северо-западная сторона

Золотая Царицына палата. XVI в. Внутренний вид на северную стену.

Сцены в Золотой Царицыной палате — единственный монументальный памятник на эту тему. На западной части размещены сюжеты жития праведной Феодосий:«Сон Феодоры», «Крестный ход».

 

Связь с историей русских цариц

Золотая царицына палата

Изображение св.царицы Ирины. Роспись свода.
Что же касается изображений св. Софьи и Ирины, то их появление в росписях палаты рядом с перечисленными выше совсем неслучайно. Они патрональные святые русских государынь. Это жёны строителя Грановитой палаты Ивана III Софьи Палеолог и первой хозяйки Золотой Царицыной палаты Ирины Годуновой.

На своде Золотой Царицыной палаты представлены сюжеты из истории становления христианства. Это «Сон Константина», «Битва Константина» и «Обретение креста». Поражают необычность композиции и великолепная палитра красок. На втором плане живописных росписей обязательно присутствуют изображения дворцов и церквей.

Изображение св. царицы Софии. Роспись свода

Изображение св. царицы Софии. Роспись свода

Политическое значение палаты

В Средние века официальные приёмы на Руси велись на парадной половине царя и в апартаментах государыни. В 1589 году Ирина принимала в Золотой Царицыной палате русских и иностранных архиереев в честь новопоставленного московского патриарха Иова. Патриарх Иеремия и епископ Елассонский Арсений, прибывшие в Россию в связи с учреждением патриаршества, были первыми иностранцами, получившими право посетить русскую царицу в её покоях.

Обрамлением таких приёмов являлся и сам Кремль с его архитектурными творениями, и блестящие парадные залы Грановитой и Золотой Царицыной палат. Они должны были поднимать авторитет государства. Поражённые величием всего увиденного, иностранные послы разносили по всем странам весть о могучей и славной Русской державе.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: