Основной для императора резиденцией был Зимний дворец. Он строился и конструировался в течение большого количества лет.
В самом начале на этом месте стояли несколько дворцов, они принадлежали петровским вельможам. Да, конечно, строили долго, были к тому же перестройки, но в конце появилась ясная композиция постройки. Она состояла из четырёх ёмких блоков и корпусов, которые их и соединяли. Эти корпуса охватили внутренний двор, он был замкнутый и в форме креста.
Содержание
- 1 Архитектурные особенности
- 2 История постройки
- 3 Пожар во дворце
- 4 Интересные факты
- 5 Иорданская лестница
- 6 Фельдмаршальский зал
- 7 Петровский или малый тронный зал
- 8 Гербовый зал
- 9 Белая галерея
- 10 Павильонный зал
- 11 Лоджии Рафаэля
- 12 Александровский зал
- 13 Зал Большой чаши
- 14 Будуар
- 15 Николаевский зал
- 16 Концертный зал или Аванзал
- 17 Библиотека
- 18 Как добраться
Архитектурные особенности
Восточный фасад дворца заслонило здание Эрмитажа, возведённое уже после строительства основного здания. Фасадов, которые доступны обозрению, всего три, они удивляют тем, что разнообразны между собой, но, несмотря на это, очень гармоничны. Северный фасад это сплошная стена без выступов. Южный фасад главный. Он выходит на Дворцовую площадь. Архитектор смог сочетать друг с другом различные ризалиты и портики, они придают зданиям объемность структуры. А также он добавлял трехчетвертные колонны, раскреповка карниза, статуи и балюстраду — все это архитектурное богатство создаёт удивительную живописность. Также немаловажной деталью является окраска стен, колонн и декоративных деталей. Все они различны, но не нарушают единство композиции.
Ф.Растрелли использовал такой стиль, как итальянское барокко, классицизм Западной Европы, а также традиции зодчества Древней Руси.
История постройки
С 1711 года по 1764 год построили целых 5 зимних дворцов. Давайте рассмотрим их по порядку.
Первыми были свадебные палаты Петра Первого. Их подарил ему Меньшиков в честь женитьбы на будущей императрице Екатерине. В нем и прошла свадебная церемония.
Вторым построили дворец у зимней канавки.
Третья постройка — дворец Анны Иоанновны. Она управляла и жила в нем до 25 ноября 1741 года, пока власть не перешла в руки Елизаветы.
Под четвёртым номером временный дворец.
А пятый — существующий сейчас.
Сам Зимний дворец строился 8 лет, с 1754 года по 1762 год.
Дворец занимает площадь, которая составляет 6,7 га (350 метров в длину и 225 метров в поперечнике от фасада Дворца до арки Главного штаба).
К сожалению, Растрелли не оформил до конца парадные помещения, просто не успел. Но зато он всё сделал в Большой дворцовой церкви, галерее первого этажа, парадной Иорданской лестнице, некоторых других помещениях.
Архитектор хотел построить грандиозную анфиладу вдоль невского фасада, но, к сожалению, ему не удалось. Во всех остальных помещениях сделали отделку после смерти архитектора.
Пожар во дворце
Ужасный пожар 1837 года уничтожил сделанную отделку. Остались только фасады дворца, как бы подтверждая слова Растрелли о том, что »дворец строился для славы всероссийской».
Огонь бушевал больше суток. Были уничтожены рукописи, разные исторические хроники и произведения искусства.
Интересные факты
Во дворце целых 1084 комнаты (первоначально было 1500), 1476 окон, 117 лестниц.
Когда его возвели, со всех концов страны в принудительном порядке направили много строительных рабочих и мастеров, а также было откомандировано 3 тыс. солдат.
Мусора после возведения скопилось очень много. Чтобы его весь убрать потребовались бы месяцы. Петр придумал уловку. Он разрешил всем желающим забрать любую вещь. Материалы растащили за короткие сроки.
Архитектор искал, придумывал образ дворца, задумка была такая: “…строение каменного Зимнего дворца строится для единой славы всероссийской».
В творчестве этого невероятно творческого человека, архитектура русского барокко в его петербургском преломлении получила наивысшее завершение.
Постройка разделена на три части: парадную, жилую и служебную.
Иорданская лестница
Парадная анфилада показывает имперскую идеологию. Там есть парадная лестница, всё в стиле русского барокко, украшена золотым криволинейным декором.
Стены, зеркала и даже окна делают пространство больше иллюзионно. На потолке написана картинка «Боги на Олимпе». Стоят вдоль стен аллегорические скульптуры. Иностранные посты видели в этом демонстрацию величия России. Парадная лестница в народе называют Посольской.
Затем ей дали имя Иорданская, потому что семья царя в праздник Крещения спускалась к Иордану – специальной проруби в зимней Неве, именно там проводились обряды водосвятия. Эта лестница — олицетворение русского барокко. Ступени и балюстрада из каррарского мрамора, а вот колонны из серого мрамора, они сверху.
Фельдмаршальский зал
Также там есть зал, он идёт следующим, где можно узнать, каково военное могущество России. В зале находятся портреты великих русских фельдмаршалов. Этот проект военной галереи создал Карл Росси в 1826 году. Это было в честь отечественной войны 1812 года, в честь победы над Наполеоном нашей Родины. В нём висят на стенах 332 портрета генералов, которые участвовали в этой войне в заграничных походах 1813 и 1814 годов. Этот зал назвали Фельдмаршальским.
Петровский или малый тронный зал
Пройдя по нему, иностранные послы потом попадали в зал, посвящённый памяти Петру Великому. Центральное место там занимает трон, поэтому зал называют Малым тронным или Петровским. Его создал в 1833 году Огюст Монферран. А также его пришлось восстанавливать в 1837 году после пожара. Это сделал Василий Стасов. Там стоит кресло, над ним висит портрет, на котором изображён основатель города Санкт-Петербурга и богиня мудрости. Здесь проводились небольшие приёмы.
Это 194 зал. Также в нише, которая оформлена в виде триумфальной арки, висит картина «Пётр I с аллегорической фигурой Славы». Сверху на стенах висят полотна, изображающие Петра Великого, когда он сражался на Северной Войне. Художник, написавший её, — это П. Скотти и Б. Медичи.
Гербовый зал
Далее мы попадаем в Гербовый зал. Там висят люстры, которые украшены гербами губерний Российской империи. Первым, что бросится в глаза при входе в зал, будут не гербы, а колонны из золота. Есть интересная легенда, как будто сначала колонны были белыми, потому что так положено в классицизме. Но затем царь Николай зашёл после того, как дворец восстановили, и приказал покрыть их золотом. В этом зале проводились балы, случались даже парадные обеды.
Его создал Василий Стасов в конце 1830-х годов. Возле входа в этот зал расположились скульптуры воинов Древней Руси, они изображены вместе со знамёнами, на их древках закрепились щитки, на них были гербы российских губерний, конечно, это и определило название зала.
Белая галерея
Далее мы можем увидеть красивую колоннаду, она держит балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также он украшен золотом и белым цветом, они создают впечатление величия и торжественности.
По центру можно увидеть чашу, она сделана из авантюрина и создана камнерезами в городе Екатеринбурге в XIX столетии. Надо сказать, что с конца XVIII века на месте этого зала была Белая галерея, она отделана по проекту, который создал Ю. М. Фельтен. Когда царствовала Екатерина Вторая, здесь она проводила прекрасные балы для придворных.
Но в 1796 году после смены власти Павел Первый на этой месте решил, что лучше здесь построить Траурную залу, чтобы торжественно и скорбно попрощаться с умершими родителями.
Затем в XIX веке Белую галерею восстановили в своём значении. В ней проводились масштабные события: приёмы, балы, маскарады и тожественные встречи. Затем Николай Первый в 1930 году решил поменять смысл существования данного зала. Император сделал главной идеей то, что нужно прославлять могучую Российскую империю.
Павильонный зал
Далее посетим павильонный зал, где находятся часы «Павлин». Главной его чертой является оформление в стиле Малого Эрмитажа. Так решил архитектор Андрей Штакеншнейдер в 1858 году. В нем соединены многие мотивы: готика, ренессанс, восток. Из его окон можно увидеть Висячий сад и прекрасную Неву. На потолке и аркаде, которая обрамляет всё помещение, позолоченная лепнина в виде орнамента. Сразу замечаешь в интерьере сочетание мрамора и позолоты, а также прекрасный блеск от хрусталя, из которого сделаны люстры.
Ну и самый главный компонент зала – это, конечно же, вышеупомянутые часы. Их создал Майкл Дж. Фокс в 70-х годах XVIII столетия. А купила это произведение искусства Екатерина Вторая. Таких в современности больше нет, он один дошёл до нашего времени из всех крупных автоматов XVIII века. Их не меняли и, что самое главное, они работают. Впечатляет, что павлин, петух и сова, расположенные на часах, могут двигаться с помощью специального механизма. Удивительно для того времени!
Лоджии Рафаэля
Ну и, конечно, как не посетить Лоджии Рафаэля. Ведь там смогли повторить фрески Рафаэля Ватикана. Надо сказать, Екатерина Вторая внесла огромный вклад в коллекцию Эрмитажа. Она действительно разбиралась в искусстве, хотела, чтоб у России было такое национальное достояние.
И хотя Екатерина II не путешествовала, как её отец Пётр Первый, но знала про творчество Рафаэля и захотела копию его работы. Что касается оригинала, то расписывать лоджии начали в 1518 году. Целых 65 метров в длину, галерея поражала и была разделена на тринадцать частей. Каждая часть описывала четыре эпизода из Библии, а точнее, Ветхого и Нового заветов.
Не только сам Рафаэль, но и его ученики занимались росписью. Но, конечно, великий художник сделал эскиз и внимательно следил за каждым действием своих воспитанников. Спустя время получилось сделать копию Папского дворца в Петербурге. Но сейчас, к сожалению, в оригинальные лоджии туристы попасть не могут. А вот в Эрмитаже можно просто купить билет и увидеть этот шедевр.
Александровский зал
Передвигаемся в Александровский зал. Он известен тем, что прекрасную белую лепнину и всё его убранство создал А. Брюллов. Это не сам художник, а его брат. Так случилось после пожара 1837, о последствиях бедствий после которого мы уже говорили выше. Зал был посвящён императору Александру Первому и войне 1812 года, он готический и классический одновременно. На фризе расположились 24 медальона, в виде аллегорий вышли изображения о событиях войны, следующих после неё походах. Создал это скульптор Ф. П. Толстой.
В люнете на стенном торце поместили медальон, на нем в виде барельефа изобразили Александра I. Но не обычного, а в виде славянского бога в древности — Родомысла. Также в этом помещении можно увидеть целую экспозицию серебра XVI- XIX веков из Европы. Серебро привезено из множества европейских государств.
Зал Большой чаши
Далее оказываемся в зале Большой чаши. Её создали на Алтае, в народе прозвали Царицей ваз. Она состоит из камня, весит 19 тонн. Внешний диаметр чаши 5,04 метра. Внутренний диаметр 3,22 метра. Высота чаши вместе с пьедесталом 2,57 метра. Интересно, что она самая большая в мире. Не сразу после того, как её нашли, разместили во дворце. В 1815 в году рабочие нашли зелено-волнистую яшму. Каменная глыба стала находкой, но из-за дефекта её поделили на части. Чашу изготовил Авраам Мельников.
В 1828 году в феврале творец начал подготовку. Целых 230 работников трудились над камнем, даже поднять такую глыбу было непросто. Два года проводилась обработка. И только в 1830 году смогли продвинуться дальше. 567 человек двигали 30 вёрст монолит до фабрики, которая находилась в селе Колывань.
И далее 11 лет много каменотёсов делали чашу внутри: орнамент, полировка.
В это время нашли камень, который стал пьедесталом. Яшма очень хрупка, было действительно тяжело мастерам выполнять эту работу. К февралю 1843 года чаша была полностью готова. Далее её отвезли в город Барнаул. Везли целых двести лошадей, для которых создали специальные огромные сани. Было нелегко доставить это произведение искусства в Петербург, но это того стоило.
Будуар
Будуар – наша следующая цель посещения. Он отделан в бордовом цвете. Эту комнату очень любила Мария Александровна, императрица России. Будуар был частью спален супруги Александра Второго. Создал эту красоту в 1853 году архитектор Гаральд Боссе, он работал в стиле второго рококо. В помещении создаётся ощущение комфорта за счёт мягкой ткани и золоченой мебели.
Люстра из бронзы также привлекает взгляд вошедшего, она позолоченная. А вот малиновой кабинет у той же императрицы создал А. И. Штакеншнейдер. Архитектор придумал затянуть стены штофом, он был удивительного малинового оттенка. Стены с прекрасной отделкой: медальоны с нотами, лепнина, роспись. В зале проходит экспозиция многих предметов прикладного искусства, фарфор, посуда. А также в этом кабинете хранится резной золочёный рояль XVIII века с росписью Липгарта.
Николаевский зал
Далее посетим Николаевский зал. После вышеупомянутого пожара изменил концепцию, Большой зал стал более строгим и величавым. Архитектор Стасов оставил коринфский ордер и пропорции интерьера, но сделал зал длиннее, его площадь стала 1103 м². После того, как умер Николай Первый установили конный портрет императора, который написал Крюгер, тогда же и зал стали называть «Николаевский».
Зал использовали для банкетов, церемоний и придворных балов.
Во 1915-1917 гг. в зале был госпиталь Красного креста.
Во время Великой Отечественной войны зал очень пострадал, многое разрушилось. Но реставрация потом была проведена, сделали это уже после смерти Сталина.
Концертный зал или Аванзал
Концертный зал тоже целых 3 раза менялся внешне. Называется он так, потому что после реконструкции, которая была в XVIII веке, был предназначен для концертов. Его восстановил также Стасов по причине пожара. В концертном зале располагается богатая эрмитажная коллекция русского серебра XVII века — начала XX века, её центр — это серебряная рака Александра Невского.
Во втором ярусе представлены изваяния античных муз и богинь. Изготовил их скульптор И.Герман.
Библиотека
Последним местом, которое мы посетим, станет библиотека, которая находилась в покоях Николая Второго. В 1895 году её создал Красовский. В стиле много английской готики. Кессонированный потолок, выполненный из орехового дерева, украшен четырехлопастными розетками. В библиотеке много книжных шкафов, вдоль стен и возле лестницы. Интерьер, который задекорировали панно тиснёной золочёной кожи, с монументальным камином и высокими окнами в ажурных переплётах, напоминает Средневековье и добавляет антуража. На столе – скульптурный фарфоровый портрет последнего русского императора.
Советское время не прошло мимо величия дворцов. Много было разрушено и в Зимнем дворце, к сожалению. В спальнях русских царей и всех царской семьи уничтожили отделку со стен, но, к счастью, там остался и в наше время люстры и красивый паркет.
Зимний дворец — это памятник архитектуры, к нему приезжают много туристов, иностранцев. Это величайший памятник отечественной истории, где был низложен царизм. А сейчас Зимний дворец — это одно из зданий Государственного Эрмитажа.
Как добраться
Адрес: Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2 или Дворцовая набережная, 38
Рядом метро «Невский проспект» или «Адмиралтейская»
Часы работы с 10-30 до 18-00 (среда и пятница до 21-00) Выходной день — понедельник