Байон является вторым по размеру храмом Камбоджи, расположенным недалеко от Ангкора Вата, в месте, где некогда располагалась столиц — Ангкор Тхом. Во времена правления короля Джаявармана VII ( середина XII века) началось возведение Байона. Правитель нашёл выход из кризиса и избавился от внешних угроз, вытеснил с территории Камбоджи всех врагов. Далее перенёс военные действия на землю неприятеля. Соседний народ часы напал на кхмерскую землю, окончательно уничтожив и опустошив августейший город.
Содержание
Возрождение
Возрождение из руин повреждённого во время боевых действий города потребовало от короля приложить немало усилий. Столица Камбоджи, впервые за свою историю, была обнесена оградой из камня, занимая площадь 3 на 3 км. Основными строениями, возведёнными королём Джаяварманом VII, считаются дворец короля и Величественный храм Байон.
В центральной части античной столицы Ангкор Тхом расположился храм Байон. Он меньше Ангкор Вата, но имеет исполинский вид. Сначала думаешь, что это просто скала, которая создана природой, но потом в этом огромном скоплении горных пород начинают появляться крупные головы из камня, смотрящие с разных высот на все части мира и поражающие могучей красотой. Байон является чудом природы, застывшим каменистым сказочным сном.
Архитектура
Храм занимает территорию 600 на 600 метров. В его охране огромные неподвижные львы наблюдают за происходящим с устрашающей открытостью своих клыков.
Данный храм возведён в честь Будды, как и другие буддийские постройки, слагается из множества стоящих друг над другом террас, постепенно уменьшаясь в размере. Их всего три.
Нижняя галерея
В нижней части террасной площадки расположена каменная галерея, которая когда-то была крыта, но в настоящее время её своды обветшали и разрушились. Не осталось ничего, кроме столбов и невероятно красивых изображений на стенах галереи. Храм окружён галереей, которая имеет протяжённость в 160 метров и шириной 140 метров. Она декорирована изображениями, отражающими жизнь народа в нестилизованном, реалистическом стиле.
Традиционно это сценки, которые показывают повседневную жизнь в Камбодже: мужчины,женщины,дети, животные, растения, меняющие один другого. В целом, рельеф имеет черты эпического характера, в котором присутствует большое количество деталей, отражающих реалистические аспекты.
Также есть сцены, изображающие, кроме повседневного бытия народа: это знаменательные факты и кадры, восхваляющие деятельность царя Джаявармана VII и его победоносные компании. К наиболее живописным работам Камбоджи того времени можно отнести и изображения портретов самого короля.
Вторая галерея
По кругу следующей террасы расположена ещё одна галерея, но на этот раз она посвящена сюжетам, имеющим отношение к религии и мифологии.
Третья галерея
Высокий центральный столп высотой 43 метра доминировал над третьим ярусом. Начальная точка этой башни имеет форму овала, а не круга. Это является довольно необычным для подобных сооружений.
Башня Байон, воплощает сердце мира, являясь венцом творения. В центральной части башни когда-то располагалась крупная каменная фигура Будды высотой 4,75 м. В средневековье иконоборцы беспощадно разрушили эту статую. На сегодняшний день от неё остались обломки, раскиданные во владении Храма.
Малые башенки
Индивидуальностью, выделяющей Байон среди прочих, является наличие пятидесяти двух башен небольшой величины, которые окружают башню, находящуюся в центре. Башни выветриваются и разрушаются, издали кажутся скалами. Он по древней традиции кхмеров, отождествляли стену из скал, которая, согласно их представлениям, является границей между Вселенной и её обитателями.
Не найти такого места, где бы возвышались подобные башни. Все они имеют по четыре больших человеческих лица, обращённых на 4 стороны света. Общее количество — двести восемь штук штук. Высота образов на башне Байрона составляет примерно два метра. Очевидно, что на этом изображении изображён Авалокитешвара — бодхисатва, его очень уважал монарх Джаяварман. Он был воплощением благоразумия, человечности и милосердия. Учёный из Франции Поль Мюс предположил, что 4 образа башен Байрона могут означать королевское влияние Джаявармана VII, которое распространяется во все уголки мира. Каждая из 52-х башенок, представляет собой один из районов Камбоджи в Средние века. Главная башня Байрона является символом короля Джаявармана.
Барельефы
На стенах храма были высечены огромное количество барельефов. Они рассказывали о бытие народов Камбоджи. Рельефные панно Байрона можно назвать историческими летописями.
Они детально воспроизводят орудия труда, оружие, утварь и костюмы, которые носили жители Камбоджи в XII веке. Сцены рельефов показывают сельское хозяйство, рыболовство, охоту, развлечения и соревнования, неизменный уклад.
В сюжетах изображена борьба с чамами, в которой участвуют воины, передвигающиеся на боевых слонах. Утонувшие люди, оказавшиеся в реке, становятся жертвами крокодилов и огромных рыб.
Когда умер король Камбоджи Джаяварман VII, в стране более не построили ни одного Храма, хотя бы приблизительно сравнимого с Байроном. Кратковременный период подъёма средневекового искусства в Камбодже, связанный с властью Джаявармана, был назван историей как «эпоха Байона».