Обсерватория Улугбека — параллель веков

Музей Улугбека

Гравюры эпохи Возрождения располагали его справа от изображения Науки, где он был одним из самых известных учёных мира. Нет такого астронома времён тех веков, кто мог бы сравниться с Великим самаркандцем в правильности проведения вычислений и наблюдений, которые он осуществил в своей обсерватории. Научный мир был потрясён точностью его звёздных таблиц, которые были столь точны, что некоторые учёные подозревали фальсификацию. Для нас невероятно, что в XV веке, когда ещё не существовало телескопа, имелась возможность создавать с такой точностью карты звёздного неба.

Музей Улугбека

Раскопки

В начале прошлого века русский археолог Вяткин обнаружил в Самарканде обсерваторию, никто не сумел точно сказать, где она располагалась.
Раскопки начались. Время шло, а обсерватория так и не обнаружена. Попадались разбитые фрагменты кирпичей, кусочки изразцов и цементная крошка. Нет целых кирпичей.

Повезло, когда кетмень одного из работников уткнулся в скалу, которая возвышалась над поверхностью холма. Прорытые ранее рвы соединялись в центре холма, становясь всё более и более тесными. По обе стороны от нижнего края слоя три рва упёрлись во фрагменты стены. Это фундамент помещения, небольшого и простого, имеющего толщину в один кирпич.

Музей Улугбека

На сегодняшний день нет возможности с полной уверенностью заметить, что именно заставило археолога задуматься о том, что обсерватория самаркандского учёного была круглой.

Музей Улугбека

Только в наши дни начали возводить круглые обсерватории,  это  продиктовано потребностью обеспечить обзор телескопу. Когда жил Улугбек не знали о существовании телескопов, и навряд ли бы возникла потребность в сооружении крупного круглого здания. По результатам раскопок Вяткина, удалось узнать,как выглядела обсерватория Улугбека.

Обсерватория и ее конструкция

Возвышаясь на кургане, который можно увидеть с любой точки города в Самарканде, стояло здание в полном одиночестве и полных загадок. Оно имело три яруса, фактически его высота достигала 40 метров (это был 10-этажный дом), а поперечник превосходил 50 метров. С помощью небольших устройств, размещённых на крыше обсерватории, можно было наблюдать за ночным небом. В центре помещения находился квадрант, представляющий четвёртую часть круга, которая была расположена вертикально. Радиус дуги- более 40 метров.

Музей Улугбека

Из инструментов над поверхностью земли поднималась часть. Остальные инструменты спрятаны в подземной части рва. Длина дуги вертикального круга, разделённого на градусы, превосходила 60 метров. С помощью такого мощного инструмента, астрономам обсерватории в Самарканде удалось определять величину углов с высокой точностью . Слева и справа от квадранта находились помещения, предназначенные для проведения теоретических исследований и наблюдения за Солнцем и звёздами.

Музей Улугбека

Фундамент обсерватории выложен мрамором, а вход и своды ( их 32 на каждом ярусе) — разноцветными плитками. По верхней точке помещения проходил керамический элемент декора с текстом. На стенах внутри размещены схемы и картины, изображающие семь небесных сфер, девять небес, семь планет, звёзд и земной шар с распределением на погодные пояса.

Музей Улугбека

Обсерватория имела доступ к обширной библиотеке, являлась не только точкой для наблюдений. Здесь работали лучшие умы той поры — математики и астрологи, философы.

Музей Улугбека

В период жизни Улугбека астрология считалась наиболее законной наукой, чем астрономия или математика.  Астрологию обслуживали астрономия и математика. Они представлены в виде прикладных наук, которые необходимы для функционирования астрологии. Две из пяти основных тем труда Улугбека посвящались астрологии и прогнозу будущего по звёздам.

Музей Улугбека

В 1449 г. Улугбека убили мятежники. Далее обсерватория просуществовала 20 лет.

Труды Улугбека и Джайсингх 2

В момент выхода в свет книги знаменитого самаркандского учёного Улугбека «Новые астрономические таблицы» в Константинополе, её тотчас же напечатали в Дамаске и Каире. В XVII веке она троекратно переиздана в Лондоне, печаталась во Флоренции, Женеве и Париже. Книга увидела свет в нескольких странах мира, её заметил Джайсингх II, являющийся индийским магараджей. У него была огромная любовь к книгам.

Музей Улугбека

Аурангзеб, великий и грозный монгол, одержимый безраздельной властью и опасением утратить империю, надменно посмеивался над чудачествами юного Джайсингху, которому исполнилось 15 лет. Юноша был храбр, его воины преданны. После одного из многочисленных сражений Аурангзеб прижал пятнадцатилетнего командира джайпурской конницей, назвав его самым храбрым из всех.

Музей Улугбека

Мужественнейший из мужественных, воспользовавшись суматохой и шумом, царившими на торжественных мероприятиях, закрылся в своём шатре. Он погрузился в изучение книги Улугбека о звёздах. Это было гораздо увлекательнее и серьёзнее пира и славы.

Прошло много лет. Джайсингх — опытный военачальник. В момент перерыва в непрерывной череде военных действий он оставлял войско и отправлялся в свой дворец — Дели или Джайпур. Уже в который раз он доставал из стопки потрёпанную книгу Улугбека и наслаждался.

При дворе Джайсингх находились выдающиеся индусские учёные. Дамбри Гуджарати, который является автором первых индийских таблиц логарифмов и переводчиком трудов Улугбека, Ратнакар и Джаннатх — известные астрономы и математики своей поры. Во дворце юного раджи собрались все гении, измученные от военных действий. Он принял их с радушием и предоставил им места для деятельности.

Обсерватория Джайсингха

Постройка первой обсерватории, которая впоследствии станет восьмым чудом света, началась в 1724 году Джайсингхом. В Джайпуре возведено величественное сооружение, состоящее из белого мрамора и красного песчаника. Затерянные в вышине башни без окон и тесные лестницы резко изгибаются или резко уходят в поразительное тропическое поднебесье. Монументальные стены могут образовывать полукруг, а могут смыкаться в форме полусфер.

Это обсерватория Джантао-Мантар, где Джайсингх II совместно со своими помощниками изучал звёздные таблицы знаменитого Улугбека. У Джайсингх практически отсутствовали оптические устройства. Он думал, что его оптические устройства были грубыми и неточными. Принял решение создать крупные инструменты (высотой до 27 метров), которые будут неподвижны. Он надеялся, что это позволит ему избежать просчёт в измерении.

Среди них наиболее значимым является «императорский инструмент». Часы с гномоном — солнечные часы. Гномон представлен в виде семнадцати метрового треугольника, установленного на катет. Лестница, которая тянется 36 м по гипотенузе, приводит к его вершине, определяя Полярную звезду. Дуги огромных квадрантов размещены справа и слева гномона. Для точного измерения времени, одна из дуг разбита на минуты и секунды. Вторая дуга предназначена для нахождения углов, имела деление на градусы и минутки. Для осуществления наблюдения за движением небесных светил астрономы Джайсингх создали целый комплекс мощных приборов и монтировали их на цельное основание.

Для контроля расчётов обсерватории в Дели Джайсингх установил солнечные часы в г. Джайпур. С помощью циклопических сооружений возвели основание этих солнечных часов. Это необходимо, чтобы никакие силы не смогли разрушить циферблат,  расположенный параллельно плоскости экватора.

Однако Джайсингх не принял во внимание тот факт, что нельзя избежать естественных сдвигов и усадку больших неподвижных приборов — и через период времени приборы обсерватории в Джайпуре перестали быть пригодными для использования.

Музей Улугбека

Самрат Джантра, является самым большим инструментом Джайсингха II и поставлен когда-то параллельно земной оси. В настоящее время является памятником архитектуры, как и остальные устройства обсерватории Джантао-Мантар.

Музей

Музей Улугбека

В 1964 году возвели музей имени Улугбека. В 2010 году установлен памятник астроному.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: