Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на пасху

Храм Гроб Господень в Иерусалиме

Северо-западная область Иерусалима, где стоит древний город, заселена христианскими кварталами. Осваивать начали в IV веке. Тогда над руинами языческого святилища византийский император Константин возвёл храм Воскресения Христова — место, где состоялось искупление рода человеческого.

В этом месте расположена Голгофа, где Христос мучился за грехи людские. Именно тут ложе, на нём плоть Богочеловека пребывала в течение трёх суток. Храм возведён на земле, где распяли, захоронили, воскрес Христос. Сегодня храм вообще не соответствует изначальному виду.

 

Решение Симеона

Римская армия, возглавляемая императором Титом, спустя 38 лет после смерти Иисуса Христа, достигла стен Иерусалима. Иерусалимская церковь в то время находилась под управлением Святого Симеона, являющегося одним из 70 апостолов , сродником Господа. Предвидя наступление времени, предсказанного Спасителем, Симеон созвал  прихожан и отправился с ними из города, который  обречён на разрушение, в город Пеллу, сегодня Фаил. Христиане, пережившие уничтожение Иерусалима, заново пришли в этот город со Святителем,  очевидцем смерти Христа. Он мог найти средь всех разрушений скалу Голгофы и пещеру погребения.

Спустя тридцать лет после страдальческой кончины Святого Симеона, римский император Адриан решил убрать из сих мест всех христиан. Он обязал снести возвышенность между Голгофой и пещерой погребения, засыпать  отбросом и возвести на ней языческий храм. 200 лет пролетело с того момента. Место спасения скрыто из виду, но языческий храм, возведённый на этих местах, определял его христианским паломникам.

Возведение храма

Император Константин совершил обряд крещения и принял решение возвести на этой земле храм,

«прекраснее всех храмов, которые когда-то существовали, и чтоб остальные помещения при храме являлись намного восхитительнее наиболее красивых по архитектурным достоинствам зданий».

Царица Елена, мать императора Константина, в 326 г. приехала в Иерусалим, начав строительство храма над Гробом Господним. В 333 г. храм освятил митрополит Кесарийский Евсевий Памфил. Он стал первым церковным летописцем, описавшим этот храм.

Первоначально пещеру захоронения изолировали от скалы, дав возможность полностью ввести её в возведённую круглую часовню.  Часовня окружена двенадцатью столбами, которые соответствовали числу апостолов. Имела название Анастазис ( Воскресение).  На восток располагался сам храм и территория, которая включала в себя четырёхугольный двор с крытыми по кругу ходами и лестницей, ведущей во двор с торговой площади. Всё выполнено из мрамора, украшенного дорогими каменьями и златом.

Разорение и возведение храма во времена Хозроя

Сооружение стояло около трёхсот лет. В 614 г. Хозрой, персидский царь-огнепоклонник, ворвался в Иерусалим с войском. В ходе этого вторжения он превратил в развалины храм и город, который возведён Константином. Спустя год Хозрой, вняв мольбам жены-христианки, дал разрешение на строительство нового храма на этом месте. Пребывая в состоянии нищеты и разорения, персы не в состоянии восстановить храм в том виде, который он имел изначально. Поэтому принято решение возвести четыре отдельных храма.

Как и при императоре Константине, над гротом захоронения Христа построили круглый храм. Затем воздвигли 2 не очень больших храма — над Голгофой и местом обретения Честного Креста. На участке, где располагался камень миропомазания, возвели четвёртый храм, посвящённый Пресвятой Богородице.

Халиф Омар и храм Воскресения

Иерусалим пленён арабами спустя двадцать лет. Халиф Омар не стал разрушать христианские храмы в период своего правления, его потомки во время царствования подвергали их разрушению и грабежу. Особенно это проявлялось в IX-X веках. Во время захвата Иерусалима в XII в. крестоносцами, все христианские храмы  переданы в управление латинскому духовенству. Храм Воскресения перестроен за пятьдесят лет их управления городом, а остальные 4 святилища  объединены под одной крышей.

Дальнейшее разорение

Ситуация повторилась и в 1244 г. Святилище опять уничтожено, на этот раз полчищами кочевников-хазаров. В 1808 г. произошло возгорание, уничтожившее полностью храм возле часовни Гроба Господня, пристройки.

В течение  семи минувших веков Храм не подвергался нападкам ни со стороны мусульман, ни со стороны язычников. Однако внутрицерковные распри, вражда различных христианских конфессий порождали крах.

Архитектурный ансамбль

Христианские деноминации пытались по возможности находиться ближе к святилищу. В результате этого святилище оказалось обнесено постройками вокруг, кроме южной площадки, где расположены входные двери. К нему прилегала православная патриархия, с северной стороны — латинские и коптские монастыри, к коптскому монастырю с восточной стороны примыкал абиссинский монастырь. Между абиссинским монастырём и площадью перед входом находился православный монастырь Святого Авраама.

Верхний ярус церкви Воскресения украшен двумя куполами, завершёнными крестами. Первый свод располагался над часовней Гроба Господня, второй — над приделом Воскресения. Храм Гроба Господня расположен во дворе, туда ведёт простенькая калитка. Прямо перед входом располагается небольшой камень Помазания, имеющий форму вытянутой плиты. На него положили плоть Христа, снятого с креста, чтобы намазать благовонными маслами перед погребением.

В XII веке русский паломник Даниил, путешествуя по Святой Земле, составил запись :

«Гроб Господень находится в маленькой пещере с маленькими дверьми.

Через них возможно протиснуться, встав на коленки и склонившись. Пещера имеет квадратную форму. Если вползти в неё через маленькие дверки, окажемся в небольшой пещере, справа лавка, которая выложена из мещёрского камня.

Плоть Иисуса Христа помещали на эту лавку.

В настоящее время она является объектом культа, украшена гранитными плитами.

В стене сделаны три отверстия, через которые можно увидеть Святой камень.

Здесь все христиане возносят молитвы и поклоняются ему».

Участие России

Паломники из России имели привилегии на Святой Земле, контролируемой турецкими властями. С тех, кто посещает храм Воскресения, османы взимали дань. Паломники из России не платили оброк. В качестве подарков для греческого духовенства, находящегося при Гробе Господнем, русские монархи присылали драгоценные меха и золотые изделия, великолепные образа и иные произведения церковной литературы.

Ресурсы из России, направлялись на реконструкцию звонницы, возвышавшейся справа от портала в Храм Воскресения. Помещение состояло некогда из 5 уровней и увенчивалось куполом. Когда произошло землетрясение в 1545 г., 2 верхних уровня совместно со сводом рухнули. В 1620 г. понадобилось разбирать и третий уровень. У Храма Воскресения продолжительное время не существовало колокольни, что потребовало возведения высокой звонницы внутри него. Впоследствии при поддержке России, колокольня  восстановлена.

По окончании военных действий, в период с 1812 по 1815 годы, права на обновлённый храм Воскресения предоставлено  представителям 4 церквей: Римско-католической, Иерусалимской, Армянской и Коптской. Земли поклонения, ранее принадлежавшей маронитам, сирийцам, эфиопам и грузинам отмежевались к грекам.

Низойдя по лесенке, ведущей в святилище, оказываемся в тёмном , мрачном зале. Куполам оказывают поддержку колонны и строительные леса, оставленные после землетрясения 1927 г.

Множество колонн Кютахью имеют разрывы, которые скреплены с помощью металлических скоб.

 

В центральной части зала расположена маленькая купольная часовня ( Кувуклия) из розоватого гранита, возведённая над пещерой Гроба Господня в 1810 г.

Часовня

У часовни есть два придела. Один посвящён Ангелу, сидящему на гробовом камне и являющемуся частью мраморной чаши.

Другой  является гробницей, туда идёт узкий проход. Из-за этого при прохождении по нему у людей возникает желание низенько склониться в почтении. Гробница освещается исключительно лампадками, ее протяжённость составляет 2 м и 1,5 м в ширину. В ней расположено встроенное в стену надгробие из гранита.

Сзади часовенки располагается помещение, которое называется Греческой церковью. В ней видим огромную вазу из камня олицетворяющую «центр земли», расположенный в Святом Иерусалиме и трон патриарха.

Напротив расположено здание Русской православной церкви.

Войдём и видим на роскошном, покрытом золотом алтаре, лежат 4 большущих образа в окладах из серебра ручной работы выполненные мастерами Москвы.

Появление Благодатного огня

В Великую Субботу на Гробе Господнем каждый год в течение многих веков, происходит чудо: там появляется благодатный огонь.

В 1958 г. русский схимонах Никодим со Святой Горы Афон, посетил Иерусалим и стал свидетелем необыкновенного торжества, связное с получением   Благодатного огня.

«В Великую Субботув полдень ясхимонах Никодим, мог с радостью двигаться за Патриархом  из алтаря Храма Воскресения, совершая трёхразовый обход вокруг Святой Часовни Кувуклии. Там я увидел то, что редко кто может увидеть у Гроба Господня. Патриарх (Православный Греческий Иерусалимский) завершил третье обхождение, замер у дверцы в Гроб Господень закрытой и опечатанной. Патриарх заранее раздет до подризника: сняты митрасаккос и омофорПатриарх осмотрен полицией и властями, после чего они сняли печати с дверки Часовни ( Кувуклии) затем пропустили Патриарха внутрьПравославный Патриарх Греции был впущен вместе с армянским Патриархом. Ещё несколько священнослужителей были допущены в Часовнюте, кто по сигналу Патриарха погасят Благодатный огонь на ложе Живоносного Гроба, возьмут все с Гробаприготовленное для принятия Благодатного огня.
Арабы— полицейские должны были вынести Патриархов с Благодатным Огнём. Они зашли в Часовню , дверки закрыли. Часовня состоит из 2 основных секций . Это  Придел Ангела и пещера, где находится Животворящий Гроб ГосподеньВ пещере Гроба присутствует один Патриарх,  являющийся православным греческим. Остальные, полиция и армянский Патриарх, останавливаются в приделе Ангела, ожидают в полном молчании. Приготовление Гроба Господня в Кувуклии проходит по особому графику.

Во время Великого Поста, в Великую Пятницу, все огни в  Храме и Часовне выключаются под присмотром полиции.

Лампада, заполненная маслом ,имеющая светильник в виде поплавка, заправленная без огня, располагается на середине ложа Живоносного Гроба. Начиная от кромки ложа, укладывается лента, а по поверхности размещаются куски ваты. В результате осмотра полициейКувуклия была подготовлена и запечатанаГроб Господень, который  запечатан, находится в пещере ложа Спасителя до Великой Субботы, где Патриарх получит Благодатный Огонь.
Вот она, Великая субботаПатриарх допущен в пещеруи дверь закрыта. Безмолвие царит полное. Внутри пещеры стояла кромешная тьма.

Патриарх в одиночестве молился Господу. Случается, что на это уходит несколько минут, порой и больше. И неожиданно во мраке, на ложе Живоносного Гроба, появляются маленькие голубые искорки , которые, увеличиваясь  которые, увеличиваясь превращаются в холодный огонькоторый поджигает приготовленную свечу, лампаду и вату. Всё становится пламенем « Благодатного Огня».

После того как Патриарх зажёг свои 2 пучка свечей, он вышел в придел Ангела и передал армянскому Патриарху зажечь его свечи. Затем оба Патриарха передают в окошки прихожанам «Благодатный Огонь». Во время явления «Небесного Огня» в Храме Воскресения Христовакак гром среди ясного неба раздавался радостный рокот и гомон, наполняющие обширное пространство. Гасят огонь. Забирают горящую лампаду и вату с лентой с ложа Гроба Господня.
На своих плечах 2 арабаполицейских  переносят Блаженнейшего Патриарха, поддерживаемого священниками, из Кувуклии, стремительно заносят в церковь Воскресения Христова. Перед Патриархом шёл священник с горящей лампадой в руках. Всё происходило настолько стремительно, что лишь некоторые сумели поджечь свои свечи в момент выноса Патриарха из Кувуклии. В тот момент я был в стороне от происходящего, но всё же решил присоединиться к массе человечества и с Патриархом проследовал в Алтарь. Там Патриарх вручил мне зажжённую свечу от «Благодатного огня».

В записке от февраля 1960 г., греческий архимандрит Кириакос, который является хранителем Гроба Господня в Иерусалиме, сообщил:»…Прошло несколько столетий, когда армяне смогли опротестовать у православных разрешение на принятие «Священного Огня» в пещере Гроба. Православные не могли попасть в храм Воскресения , поэтому им приходилось находиться во дворе. Спустя некоторое время, во время молитвы Патриарха и народа в храме, огонь возник из колонны, находящейся около входа.

 

Армяне не получили ничего.
Мы больше не были оттеснены от Живоносного Гроба. В настоящее время эта колонна так и стоит разбитая и обугленная.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: