Салон войны
В 1678 году Мансард приступает к строительству салона Войны. Декор, законченный Лебреном уже в 1686 году, воспевает военные победы, завершившиеся Нимветенским миром.
На стенах — мраморная отделка с шестью украшениями в виде трофеев и сложённого оружия из позолоченной бронзы. Стену, смежную с салоном Аполлона, занимает отделанный под мрамор овальный барельеф. Он представляет Людовика XIV на коне, растаптывающем неприятеля. Этот шедевр Куазевокса увенчан двумя фигурами Славы, а два скованных пленника поддерживают его снизу.
Нижний барельеф на тему Клио, записывающей в анналы деяния Короля, скрывает отверстие ложного камина. В центре плафона, расписанного Лебреном,— «Вооруженная Франция, восседающая на облаке в окружении своих побед». Щит Людовика XIV украшен его портретом. В угловых сгибах свода расположились три побеждённые державы: коленопреклоненная Германия с орлом, посылающие угрозы Испания с рычащим львом и рухнувшая на льва Голландия. Кроме этого, мы можем видеть «Разгневанную богиню Войны — Беллоу», а рядом — персонажи, символизирующие «Восстание» и «Раздор». Четвёртый угловой свод занимает «Разгневанная богиня Войны Беллона в обществе Восстания и Раздора».
Скованный пленник. Антуан Куазевокс
Галерея зеркал
После победы над союзом трех держав, представленной в салоне Войны, все 73 метра галереи Зеркал восхваляют политический, экономический и артистический успех Франции.
Политический успех: украшающие свод тридцать композиций Шарля Лебрена и художников его мастерской иллюстрируют славную историю Людовика XIV в течение восемнадцати первых лет его личного правления, начиная с 1661 года и до подписания Немвегенского мира. Военные и дипломатические победы, внутренние реформы королевства там представлены в виде античных аллегорий.
Галерея зеркал в убранстве по случаю церемонии подписания Версальского мирного договора 28.06.1919г. Леопольд Дельбеке
Экономическое процветание: по их размерам и количеству, 357 зеркал, украшающих 17 арок, расположенных прямо напротив окон, свидетельствуют, что новые французские стеклодувные мануфактуры способны лишить Венецию монополии на производство зеркал, считавшихся в то время предметом большой роскоши.
Артистический успех: пилястры из мрамора Ранса, покрыты капителями из позолоченной бронзы по новой модели так называемого «французского ордера». Созданный Лебреном по просьбе Кольбера, он представляет национальные эмблемы: цветок лилии, с сияющим над ним королевским солнцем между двумя французскими петухами.
Большая Галерея
Большая Галерея, как ее называли в XVII веке, служила ежедневно переходом, местом ожидания и встреч, для придворных гостей. Она использовалась для церемоний в исключительных случаях, когда правители хотели придать наибольший блеск дипломатическим приемам или для забав (балов и игр), устроенных по случаю бракосочетаний принцев крови.
Аудиенция,данная Людовиком XIV Генуэзскому Дожу 15 мая 1685г. Клод Гале
В деталях видим серебряную мебель и трон
Для приемов трон был установлен на возвышении в самом конце галереи, рядом с салоном мира. Арка салона была закрыта: редко, когда инсценировка власти достигала такой степени хвастовства. Так Генуэзский Дож в 1685 году и послы Сиама (1686г.), Отоманской империи (1742г.) должны были пройти через всю галерею, на глазах всего двора, столпившегося с двух сторон на возвышениях! Там же проходили бракосочетания герцога Бургундского, внука Людовика XIV в 1697 году, сына Людовика XV в 1745 г. И в мае 1770 г. бал-маскарад в честь свадьбы Марии-Антуанетты и Дофина, будущего Людовика XVI…
Бал-маскарад, в честь свадьбы Людовик Дофина Франции и Марии-Терезии Испанской в Версале в феврале 1745г. Шарль Никола Кошен
Центральная композиция плафона «Король самовластен» 1661г. Шарль Лебрен
В этой же галерее 28 июня 1919 года был подписан мирный Версальский договор. Договор, положивший конец Первой мировой войне.
С тех пор Президенты Республики продолжают принимать здесь официальных гостей Франции.
Салон Мира
Салон мира, по своей мраморной отделке и украшениям из военных трофеев из позолоченной и чеканной бронзы, сочетается с Салоном Войны, ему симметричным. Лебрен украсил купол и изгибы сводов изображениями благодеяний, принесенных миром, который установила Франция в Европе.
В конце правления Людовика XIV этот салон был отделен от галереи съемным пано. И входил в Большие покои Королевы, став в них последним залом. При Людовике XV Мария Лещинская давала здесь каждое воскресенье концерты светской и церковной музыки. Концерты стали важным событием в музыкальной жизни Версаля. При следующем правлении, Мария-Антуанетта устроила там игровой салон.
Плафон — произведение Лебрена — представляет Победную Францию, дарящую оливковую ветвь побежденным державам, выступившим против нее. В угловых сводах изображены Испания, умиротворенная Европа, Германия и Голландия.
Над камином, большое овальное полотно, выполненное в 1729г. Франсуа Лемуаном, представляет Людовика XV, дарящего Европе оливковую ветвь — символ мира.
Подставки для дров в виде львов, изготовленные из позолоченной бронзы по модели Буазо. Установлены здесь по приказу Марии-Антуанетты.