Одним из первых знаменательных монументов Древней Руси явился Собор Святой Софии. Воздвигать начали в период царствования Ярослава Мудрого. Соорудили храм на территории баталии с печенегами, закончившейся полнейшим провалом степняков.
«Сим поражением уничтожена та орда и после не беспокоила уже России. В память сей-то знаменитой победы Ярослав на поле сражения основал великолепную церковь каменную во имя святой Софии» — пишет митрополит Евгений Болховитинов.
Содержание
История возведения храма
В самом центре города Ярослава, недалеко от главной магистрали, в 1037 году возводится Софийский собор (как описывается в летописи).
Когда освящали церковь митрополит Илларион в напутствии сказал: «Церковь дивна и славна всем окружным странам, яко же иной не найдется во всех землях от востока до запада».
Концепция собора — доминирующий православный храм на Руси — Митрополия Русская. Она противостояла Константинополю. Замысел Ярослава посвятить храм Софии, этим акцентируя свое равноправие с византийскими монархами. С этого времени граду Киеву, как и Царьграду, принадлежали не только Золотые ворота, но и Софийский собор.
Возведение самобытного центра невозможно понимать вне общего государственного плана высочайшего государя — плана, который продвигал консолидацию общества и гегемонию колониально-феодальной системы.
На этапе феодализма любое монументальное здание отражало общественные, социальные и политические идеи. Средневековое зодчество сообщало о назревших трудностях, повествуя в преданиях и наказах. Настоящее оценивалось по образцу со священными былинами и религиозными утверждениями. Постройка Божьего храма для ее создателей стало не просто ризницей для молящихся, но и воплощенной моделью….
В глубокомысленный вид храма «Премудрости» закладывался огромный набор идей, объединяющих разумное устройство жизни. София воплощала градохранительницу и благоразумную основательницу «дома». «Дом» во всеобъемлющем смысле предстает олицетворением библейской «Премудрости».
Софийский собор пробуждает мысли о мудрости и силе князя, с мощью возглавляемой им империи, его правом на единодержавие.
Под стенами храма скликалось оживленное вече. В соборе была создана первая библиотека.
«Ярослав же любил книги и, много их написав, положил в церкви Святой Софии, которую создал сам. Украсил ее золотом, серебром и сосудами церковными…» — говорится в «Повести временных лет».
Здесь была открыта 1-я в России школа. В стенах Софии иноки переводили и переписывали книги.
Именно в этом святилище осуществлялась ответственный церемониал «посажение на стол» князя; светские занятия чередовались с церковной службой; жизнь во всевозможных ее выражениях фокусировалась в стенах величественного собора.
Разорение
Храм за свою многовековую историю тысячекратно обворовывали, поджигали, уничтожали. Эти набеги совершали монголо-татарские полчища и украинские бояре. Так в 1240 году нахлынули басурмане, они таранили стену. В это время в соборе спрятались много киевлян. Таранили стену, на которой было мозаичное изображение Богоматери. Стена выстояла…
Степняки все таки вошли в собор.
Они «искали сокровищ не только в кладовых, но и в стенах церквей и в самых гробах князей»
При набеге Батыя Божий дом утратил крышу, и так не один год стоял глядя в поднебесье. От стужи и дождя стены крошились, поломанное святилище понемногу разваливалось. Упал самый высокий уровень, огромная трещина перерезала всю алтарную часть.
В 1596 году Софией овладели униаты, они «может быть, предвидя непрочное своё здесь существование, спешили только воспользоваться Софийскими вотчинами и сокровищами и в 37 лет владения своего допустили самое здание до совершенного упадка».
Отличились и русские князья. Так князь Мстислав в 1169 году обчистил ризницу святилища, забрал бесценные иконы ризы, книги и даже умудрился забрать колокола. В 1204 году такой же «подвиг» совершил князь Рюрик Ростиславович Смоленский.
Только, киевский митрополит Петр Могила все-таки смог обеспечить возврат собора православной церкви.
Софийский собор «едва не до основания был разрушен, ободран и опустошён».
В 40-х годах XVII века он учредил при Киевском соборе мужской монастырь (в последствии упразднённый) и возродил храм. Эти работы были поручены итальянскому зодчему О.Манчини.
Архитектурные особенности
Софийский собор представлял пяти нефный крестово-купольный храм. Это уступчатое строение тринадцатиглавого храма, плавно поднимается к главному куполу. Высоко оттуда зрит лик Христа. Ниже расположены четыре архангела, символизирующие части света. А под ними расположены фигуры 12 апостолов. Купола имели небольшие оконца, покрытые свинцом.
Храм опоясывают с юга, запада и севера два обхода, так называемые лоджии. Во внешнюю лоджию с западной стороны входят 2 лестничные башни. Они тянутся на хоры и ровную кровлю-гульбище. Развитые хоры площадью примерно 300 квадратных метров, охваченные 2 ярусом лоджии, с напыщенными огромными лестницами — дань наследию, связанному с ценной ролью хоров.
Высочайший государь тем часом священнодействия располагался со своей свитой на хорах. Казалось государь возвысился над обычными прихожанами.
Участок хоров с увеличением по углам, приобрел облик залов с колоннами посредине, отгороженный изолированными зонами лоджии, это создавало многогранные цели. Закономерно историки нарекают хоры «палатами».
Размеры собора впечатляют. Изначально святилище насчитывало в ширину 55 метров. Длина (без апсид) — 37 метров. Рыжевато-розовый отлив стен дополнялся внешними росписями; художественный силуэт кладки из перемещающихся полос камня, кирпича и широких слоев раствора дополнялся узорными кирпичными вставками в виде крестов или меандра. Из поставленных на ребро и утопленных в толщу кладки кирпичей была импровизирована в нижних частях апсид квадровая кладка из крупных каменных блоков.
Верхний ярус здания по причине снижения массы, предельной раздробленности и декоративности кажутся более легкими. Квалифицированность специалистов визуально облегчить стену, создать ее более высокой отлично демонстрирует главная апсида. Тяжеловесная, толщиной более одного метра, стена вследствие уступчатости ниш не смотрится тяжелой. Такие колонки на углах апсиды своим стремительным полетом вверх, акцентированием разделений, нереально умножают ее высоту. Этому способствует также уменьшение размеров ниш по высоте.
К наиболее целесообразному решению Софии Киевской надлежит отнести уступчатый взлет коробовых сводов, перекрывавших ветви подкупольного «креста». Это гарантирует правильную передачу распора от главного купола и повышается стойкость пространственной структуры.
Комбинация светского и духовного начал нашло отражение в архитектурных особенностях здания: житейские картины забав, представленные на фресках башен, как бы противопоставлялись концепции кротости и отказу от злободневных благ; коллективные изображения княжеской семьи входили в состав церковных росписей. Закрытость священного храма ломалась открытыми сводами лоджий, которые добавляли в фактуру святилища штрихи общедоступности.
Эти и другие композиционно — художественные нюансы Софии Киевской зависимы от настоящей действительности, своеобразностью существования Древней Руси. Ярослав, совершил отчаянный государственный шаг единовластного назначения русского митрополита наперекор византийской церкви. Он бросил вызов Царьграду, поэтому сохранил активность при обсуждении и возведении новаторского идеологического центра — Митрополии Русской.
Интерьер
Иерархичность, распространяемая церковью как ядро мироустройства, искусно олицетворялось в упорядочении масштабов святилища, в разумности возрастании масс к стержневой главе, поднимающейся выше остальных. Концепции иерархии замечались и в убранстве, подчинении незначительных ячеек подкупольному пространству, в возрастании освещенности главного барабана, в равномерном режиме полукружий, завершавшихся подпружными арками средокрестия. Наиболее убедительно воспринималась «служебная лестница» мироздания в мозаиках и фресках как обоснование существующего порядка. «Окном в исчезнувший мир» явили собой фрески лестничных башен. Эти ступени выполнены не в духовном стиле. Они открывают взор на житейские темы из жизни Константинополя и Киева. На них можно увидеть ипподром с публикой; кукольный «вертеп»; скоморохов и ряженых; охоту на медведя; выход княжны из дворца…
Резкое разделение «небесных чиновников» на первостепенных и второстепенных, выделение главного выражается в использовании для «небесной элиты» наиболее помпезных и величественных, по сравнению с фресками мозаичных изображений на золотом фоне. Мозаика охватывает стены преимущественно идеологически значимых частей храма: центрального купола и апсиды. Снаружи они даже сильнее пластически выражены.
В стержневой апсиде, на ее сферической поверхности — «золотом небе»— видим шести метровую Богоматерь «Нерушимая стена» в ярко-голубых одеждах с поднятыми руками в молитве — Оранта. Женский образ «заступницы» очень дорог славянам. Под обликом Богоматери расположена сцена таинства причащения апостолов. Над аркой алтаря находится мозаика, представленная ликами Иисуса, Девы Марии и Иоанна Предтеча Архитектурная композиция прекрасно вписывается в криволинейность поверхности апсиды. Перемещение фигур фокусирует взгляд к основным действующим лицам, идейному центру, что и являлось задачей храмостроителей.
Обращает на себя внимание своей исключительностью фресковая роспись, размером 4,1 метра, находящаяся напротив центральной апсиды на уровне хоров. Здесь был изображен лик Спаса Вседержителя и семья Ярослава Мудрого. К этому как бы второму идейно-композиционному центру направлялись размеренной поступью сыновья и дочери Ярослава. Образ Христа как бы обрамлен девятью окружностями разных цветов. Иисус сидит на троне, одежда на нем мирская. Правой рукой он как бы благословляет народ, в левой руке лежит свиток с законом.
До наших дней дошла лишь фреска на южном участке, примыкавшая к центральному звену росписи.
Движение фигур от алтаря, подчеркнутое увеличением их размера, ориентировало зрителей в сторону хоров, где восседал как бы живой наместник бога на земле. Изображение рядом с ним русских князей показывает значение социального заказа и его влияние на идейное содержание и индивидуализацию архитектурного решения.
Внутреннее убранство Софии времен правления Ярослава — гигантская зона с переливающимся золотом мозаик, с причудливым ковром фресок, разделенных шиферными карнизами и резными плитами парапетов, великолепие отполированных каменных плит облицовки, глубокие оттенки красного шиферного пола с узором из смальты и девственно белую мраморную алтарную преграду, которую позднее сменил Иконостас. Органичное единство живописных изображений и архитектуры дополнялись театральностью богослужений, пышностью и красочностью одежд священнослужителей и эмоциональностью песнопений, воздействуя на психику молящихся и создавая возвышенную атмосферу.
Граффити
Приходя в храм некоторые горожане царапали чем-нибудь острым по штукатурке. Более 7000 граффити сохранилось за несколько веков. Они рассказывают о событиях происходящих в Киеве. Например, о смерти Ярослава Мудрого. Или как Козьма своровал мясо. Также о погодных явлениях автограф Анны Ярославны и многие другие.
Некрополь
В 1054 году в стенах Софийского собора был погребен в саркофаге, украшенным виноградной лозой и пальмовыми ветками, князь Ярослав Мудрый. В храме насчитывается около 100 захоронений. Среди них убитый в 1078 году Изяслав Ярославович, Всеволод Ярославович (умер ы 1093 году), Ростислав Всеволодович (погиб в 1094 году), Владимир Мономах (умер в 1125 году).
Современность
До 1929 года мемориал был действующий.
Затем в 1934 году собор стал Государственным архитектурно-историческим музеем-заповедником
В1990 году Софийский собор был внесен в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Как только произошло данное событие все службы в храме были прекращены.
- Боже…Спаси и сохрани нас…
Как добраться
г.Киев Владимирская ул. 24