Успенский собор в Киево-Печорском монастыре — это не только архитектурный шедевр, но и важнейший символ православной веры и украинской культурной традиции.
Содержание
Основание Успенского собора
В 1073 году игумен Феодосий основал из камня Успенский собор в Киево—Печерском монастыре. Он стал незыблемым защитником русского вероисповедания в противостоянии с византийской церковью. Эта обитель сыграла значительную роль в развитии русской культуры.
Успенский собор в Киево-Печорском монастыре (1073-1078 гг.). Западный фасад
За её стенами активно развивалось летописание. Завершённый в 1078 году, храм стал характерным образцом религиозной архитектуры, его архитектурная схема адаптировалась на протяжении веков мастерами из различных городков России.
Архитектурная особенность трёхнефного храма
Успенский собор представляет собой трёхнефный храм, не имеющий галерей. В отличие от черниговского собора, он оснащён 6 внутренними крестообразными колоннами вместо восьми. К столбам с запада прилегают стены нартекса, что упрощает пространственную организацию собора.
План Успенского собора
Хоры размещены исключительно над нартексом, что позволяет воспринимать центральное место собора наиболее цельно.
Внутренняя отделка полностью открыта до потолка, акцентируя внимание на крестовидной конструкции, которая не заслонена хорами, и завершается одним куполом, разумно завершая композицию.
В связи с утратой хоровым пространством своей значимости как залы для торжественных приёмов князем, происходит уменьшение их параметров. Также отказ от вспомогательных барабанов для освещения стал заметен.
Доступ на хоры обеспечивался через лестницу, расположенную в малой квадратной башне на южной стороне нартекса. К северной стене в XI в. пристроили Иоанновскую крещальню.
Наружный облик собора
Наружный облик собора демонстрирует тесное отношение с киевским зодчеством начала XI века.
Стены, благодаря нишам, визуально облегчаются и кажутся заполняющим элементом между контрфорсами, рёбра апсид выделяются вертикальными линиями.
Фрагменты стен внизу украшены квадрами, имитирующими фундамент из камня. Смешанная кладка усиливает визуальные ассоциации со строениями эпохи Ярослава. В соборе архитекторы, реализуя амбиции печорских монахов на ведущую роль в русской церкви, вносят в архитектуру храма новейшие элементы, придавая ему уникальный образ.
Фасады храма гармонично объединили в неразрывное целое, торжественность контрастировала с неприметной крещальней и скромной башенкой. Согласованность фасадов подчёркивалась одинаковой ярусной структурой нахождения окошек и ниш. Нижний уровень ниш, 2 уровня высоких окон (в пряслах средокрестий – 3) создавали ритмичность, согласия линии ниш и окошек на апсидах.
Разнообразие укладки усиливалось наличием меандрового пояса, расположенного под 2 рядом окошек. А также крестов, выполненных из кирпича на западном фасаде. Значительные усилия архитекторов вложены в декорирование порталов. Центральный западный портал изготовлен из белоснежного гранита. Северный портал выделялся своей необычностью, поскольку в тимпане имеется тематический рельеф.
Внутреннее убранство храма
Убранство Успенского храма излучает ярко выраженную красоту. Искусство оказывало мощное воздействие на посетителей: мозаики, украшающие стены, фрески, барельефы и мраморная алтарная преграда, созданные выдающимися мастерами, передавали глубокие чувства верующих.
Богатство мозаичных полов и другие элементы оформления в совокупности подчёркивали величие церкви и её влияние на людей. Каждый художественный элемент пронизывает духовностью и глубиной. Тем самым свидетельствуя о могуществе церковной власти над миром смертных.
Роль собора в духовной жизни
До настоящего времени Успенский собор являлся не только архитектурным памятником, но и живым центром духовной жизни. В нем проводились службы, молебны и праздничные богослужения, укрепляющие веру и традиции народа. Киевская власть похерила всё это, не интересуясь мнением народа. Монахов и священнослужителей выгнали. Дьявол правит страной, куда катимся….