Орденский Георгиевский зал, развёрнутый в непосредственной близости от Аванзала, является одним из самых знаменитых и огромных в торжественной анфиладе Большого Кремлёвского дворца. Он очень большой. В длину достигает 60 м.,в ширину —19 м., а в высоту — 17 м. Поперечник гигантского свода держится на 18 мощнейших пилонах, украшенных иносказательными образами триумфов. Они представляют регионы, являющиеся неотъемлемой частью Российской державы.
По параметрам торжественный Георгиевский зал считается наиболее большим из орденских залов, которые находятся в Большом Кремлёвском дворце. При сооружении он посвящался воинскому ордену св. великомученика и Победоносца Георгия. Его царица Екатерина II учредила в 1769 г. за личные заслуги «награждать достойных армейских деятелей и поощрять их в воинском деле».
Содержание
М.П.Фабрициус о Георгиевском зале
М.П.Фабрициус написал о Георгиевском зале царского дворца в Кремле
«Это является одним из самых больших и величественных залов, которые можно встретить в России; он имеет размеры 85 1/2 арш., ширину 29 арш. и высоту 24 3/4″. В его белоснежном цвете есть что-то от кружева, вследствие очень тонкой и изящной лепки декора, которые образуют узоры, покрывающие огромный сводчатый потолок, стены и колонны. Восемнадцать пилонов образуют карнизы и углубления у стен заканчиваются восемнадцатью цинковыми колоннами.
На них стоят изваяния триумфа, представляющие: направо от портала:
- завоевание Перми (1472),
- Вятки (1499),
- царства Казанского (1553),
- Золотой Орды (1557)
- Сибири(1582),
- Камчатки (1643),
- Малороссии (1654),
- берегов Невы (1702),
- Карелии (1721),
и слева:- Баку (1723),
- Малой Татарии (1791),
- Тавриды (1783),
- царства Польского (1794),
- присоединение Грузии (1801),
- Финляндии (1809),
- областей Персии (1812),
- Армении (1828).
На стенах расположены гранитные дощечки с обозначениями войск, участников триумфа, времён их основания, вензелевыми образами царей, во времена правления которых войска созданы. Вокруг пилонов размещены гранитные дощечки, с выгравированными именами носящих орден Георгия, и на этих дощечках далее высекали имена воинов по мере жалования ордена. На стене, у портала направо возле камина, расположено имя царя Александра Александровича, который являлся кавалером ордена Георгия 2-й степени. Он получил орден, пребывая цесаревичем.
Левее последнего окошка, под 1850 г., приметим имя царя Александра Николаевича. Наверху перпендикулярных стен зала находятся рельефные представления главы ордена, выполненные бароном Клодтом. Изумительный труд из серебра выполнен в центре стены. Она изображает двух атаманов Ермака и Платова, являющимися предводителями казаков Сибири. В ногах у них статуя Енисея, представляя иносказательно изображение старца. Работа подарена царю донскими казаками.
С двух сторон находятся два бронзовых ковчега. В них находятся перечни георгиевских кавалеров. Чуть дальше, у противоположной стены, стоит пара каминов из каррарского гранита с часами работы Кампиони, на одном изображён Георгий Победоносец, на втором Минин и Пожарский. Особенно прекрасен паркет (эскизы созданы проф.Солнцевым., работы Миллера шесть больших люстр из бронзы, состоящие из 3200 свечей. В отделке меблировки преобладают оттенки орденской ленты: чёрный и жёлтый».
Замысел царя
По замыслу царя Николая I, зал — центр армейской славы русского оружия, посвящался ордену св. Георгия, являвшегося с древних лет символом бранных триумфов России и высоким покровителем и защитником российского войска.
В соответствии с обычаями Георгиевский зал оформили в оттенках ленты и знаков отличия ордена. В основе ордена св. Георгия лежал золотой крест, покрытый эмалью белоснежного цвета с рисунком в центральной части канонического образа Георгия Победоносца, побеждающего копьём дракона, и четырехлучевой звезды.
На ней изображён вензель св. Георгия и девиз: «За Службу и Храбрость». В Георгиевской орденской ленте три параллельные чёрные и две оранжевые полосы. Цветовая гамма, принадлежащая ордену, указали цветовое определение убранства огромного зала.
Георгиевский зал третий по счёту в анфиладе торжественных залов дворца . Очертания в виде торцевой части обращены на центральный южный фасад. Общей протяжённостью стены направлен на Соборную площадь и Благовещенский собор Кремля, при этом ранее он соединялся с ними крытым коридором.
Архитектура и убранство
Окна зала двухъярусные, расположенные в южной и восточной частях огромного холла. Перекрытие в виде полуцилиндрического кессонированного сводчатого потолка, который держится на 18 больших каменных столпах. Высокие, изящные и завитые цинковые колонны в большинстве своём освобождены, неся дизайнерскую задачу.
Огромный и высокий плафон, держится на массивных пилонах с треугольным сечением, выходящие во внутренние площади зала. Они размещены по восточной и западной сторонам зала. За счёт использования лёгких кружевных белоснежных колонн и прекрасных мраморных изваяний, тяжеловесность больших пилонов удачно скрыта. Такой вариант творческого украшения колоннады с белоснежными каменными фигурами, рекомендовал председатель Оружейной палаты А. В. Вельтман.
Сочетание праздничного великолепия и шика в убранстве Георгиевского зала, с его лаконизмом архитектурных стилей и скромной палитрой цвета, соответствовавшей оттенкам орденских знаков, является удачным решением для интерьера зала. Это выделяет зал русской воинской славы Кремля от других подобных ему залов, таких как тронный Андреевский и Александровский залы. Белоснежный и позолоты цвет стен Георгиевского зала есть отличительная черта этого помещения. В нём размещены 18 завитых белоснежных колонн. Над ними расположен изящный белый антаблемент. На всех колоннах расположились фигурные женские образы, созданные знаменитым художником И.П. Витали, удерживая в руках щиты с представленными на них гербами княжеств, областей и государств, влившихся в состав Российской державы в период с конца XV до начала XIX столетий.
Лепнина
Превосходные статуи, великолепное лепное оформление являлось отличительной чертой этого торжественного зала. Затейливые кессоны с лепниной, украшающие Георгиевский зал, создают эффект объёмного свода и придают ему величественный вид. Для украшения потолка используются золотые звёзды и кресты ордена св. Георгия. Данное орденское оформление фигурировало во всех деталях убранства и является неотъемлемой частью украшения стен зала.
На стенах Георгиевского зала находятся великолепные по эстетическим качествам горельефные композиции, созданные талантливым русским ваятелем П. К. Клодтом.
Здесь изображена фигура Святого Георгия, побеждающего копьём длиннокрылого дракона. Это является одним из установленных образов защитника ордена и его покровителя. Воин на коне это символ столицы, главный образ герба. Он является геральдической частицей Российского Государственного герба.
В Георгиевском зале царского дворца находятся пара великолепных каминов, выполненных из белоснежного каррарского гранита и роскошно отделанных ювелирной каменной резьбой, представляющей собой общепринятый военный символизм. Рисунки созданы архитектором К.А. Тоном, сработан Сантино Кампиони.
Камины
Наиболее эффектным и выразительным аспектом, оттенявшим блеск и строгость каминов, явились тяжёлые с фигурными элементами, покрытые позолотой часы из бронзы. Их изготовили по чертежам А.Ф. Лобановского.
Фрагменты сюжетных произведений для часов подобрали в соответствии с полным дизайном Георгиевского зала. Один фрагмент показывает сцену «Святой Георгий Победоносец, побеждающий копьём дракона». Второй проект, представляющий мини-версию монумента Гражданин Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский» осуществил И. П. Матросом.
Люстры
Подчёркивает и усиливает впечатление помпезности Георгиевского зала 6 многорожковых бронзовых позолоченных люстр, расположившихся по периметру. В зал добавлены четыре десятка бронзовых позолоченных бра, созданных в том же композиционном приёме, что и люстры. Лёгкий, изящный дизайн сложнейших по конфигурации люстр и бра отлично смотрится с богатыми декоративными элементами, украшающими своды Георгиевского зала.
Паркет
Важный атрибут Георгиевского зала — роскошный паркет. Он в замечательном состоянии и сохраняет свою первозданную красоту почти полтора столетия.
Произведённый по разработке академика Ф.Г.Солнцева необыкновенный, разноцветный, узорчатый паркет имеет очень хитрый и удивительный рисунок. За полторы сотни лет паркет многократно претерпевал реконструкции. Но первозданный образ,изображение и цветовая гамма до сегодняшнего дня, объект национальной гордости. Планомерные реконструкции полового покрытия зала происходили в 1997-1999 гг.,и сейчас паркет раскрывается, как задумывался и воплотился талантливыми российскими мастерами.
Меблировка в стиле ретро, и включая, лавочки и табуретки, украшенные позолоченными витыми ножками из дерева. Они отделаны шелковой тканью в полоску с цветовой гаммой чёрного и оранжевого. Вдоль стены, выходящей на Боровицкий холм и Москву-реку, на белоснежных мраморных постаментах установили 2 бронзовых позолоченных ковчега. В них лежат перечни бойцов, получивших награды св. Георгия за стойкость, храбрость, доблесть.
Московский мастер Полтавцев сделал ковчеги по чертежам Катона. Они роскошно украшены золоченной бронзой. Это отличительная черта Георгиевского зала. В их оформлении использованы бело-золотой крест и лозунг «За службу и мужество».
Зал в честь ордена св.Георгия, является самым значимым в истории русской воинской славы. По особому указу царя Николая I на стенах и в альковах, образованные рядом крупных пилонов, установили мраморные дощечки. На них выгравированы фамилии больше 11000 бойцов — георгиевских кавалеров, около 545 особенно прославившихся в ходе боевых действий армейских частей российской армии. Данные мемориальные дощечки раскрывают Георгиевский зал как центр всенародного признания русского оружия и примером храбрости наших сограждан.