Содержание
Онежское озеро
Название «Кижи» имело очень краткое звучание и является чем-то загадочным, не русским. Во периоды языческих времён карелы упоминали эту землю как земля для игр, кижат. Или, если быть точнее, для проведения языческих обрядовых игрищ. По старинной традиции оно могло называться «Кажасуари» — Островок игр, который является одним из шестисот пятидесяти островков Онежского озера.
Онежское озеро раздольное, в плохую погоду мрачное, словно налито многопудовым свинцом. В солнечную погоду озеро имеет очень красивый цвет и прозрачность воды. Узор из облаков, плывущих по озеру в хрустальной глубине, становится всё тоньше и тоньше. Берега озера стали похожи на перевёрнутые островки. И вдруг на какое-то время пропадает ощущение того, где заканчивается реальность и открывается мир, который кажется нереальным и почти невозможным.
Кижи
У северо-западных побережий Онежского озера находится небольшой островок, который называется Кижи. В отличие от других, он почти не имеет подлеска. Кое-где можно увидеть ольху или ивняк по берегам. На расстоянии он выглядит как плоская поверхность, которая слегка возвышается над водой. В направлении с юга на север участок протянут примерно на 7 — 8 км. Его ширина может достигать до 1,5 км. Вероятно, отсутствие леса и открытое раздолье, которые позволяло солнышку освещать холмы, подтолкнули жителей острова к такому выбору. Но все же, Кижи с незапамятных времён были точкой встреч, где собирались люди для общения и веселья. По сути, сейчас это небольшая деревушка с несколькими дворами.
В прошлом тут располагалось большое селение, которое называлось Кижский погост. В современном мире слово « погост» чаще ассоциируется с кладбищем. Ранее оно являлось названием огромной административной единицы, включающей в себя несколько волостей и множество населённых пунктов: деревушек, посёлков и починков. В этом районе находилось самое большое поселение, которое являлось управленческим органом, и называлось оно — погост.
Пребывание здесь представителей светского и церковного руководства, а также стрелецкого гарнизона было обусловлено тем, что в этом месте проводились различные соборные сходки, ярмарки, церковные и другие мероприятия. Тысячами крестьянское население из близлежащих уделов приезжали на лодках в « губную» избу. Они собирались у святилищ и под крыльцами, громко разговаривали в лавочках и трактирах. На этом месте располагались приказы и суды, торговые ряды с изделиями из кожи или дерева, мастерские по изготовлению мебели и хозяйственные постройки. На этом участке сосредоточивалась вся жизнь округа: духовная, культурная, политическая и экономическая деятельность.
Преображенская церковь
Возле небольшого холма, в центре острова на Марьяниной горе, ещё с незапамятных времён существовала православная церковь. В большинстве случаев такие церкви располагались на территории языческих капищ. Затем святилище одряхлело и не могло выполнять свои функции на протяжении почти ста лет. В скором времени она сгорела от удара молнии. Марьянина гора была покинута, а новая Преображенская церковь возвысилась на ином месте, в непосредственной близости от южной окраины островка.
Её построили в 1714 году, когда началась Северная война. Россия в тот период, уже твёрдо утвердилась на берегах Балтийского моря и стала одной из самых могущественных морских держав. Северная война носила особое значение для Карелии, Приморья и Заонежья. Пограничный столб со Швецией, который был вековой угрозой для крестьян, живущих на границе, снова стал перемещаться в сторону запада. У народа вновь появилась реальность возвратиться к мирному труду и созидательной деятельности, что позволило ему почувствовать себя более свободно.
Причастность Петра I
В текущей обстановке патриотического восхождения и был создан образ Преображенской церкви, которая является величественным гимном для русского народа, который прославляет его исторические достижения. Показательно то, что в основе легенды о строительстве Преображенской церкви лежит личность Петра I. В нём повествуется о том, как Пётр I, проплывая из Повенца по Онежскому озеру, остановился на Кижском острове и, усмотрев большое количество срубленного леса, разузнал о проекте по строительству, который далее был им самолично составлен.
Архитектура
На тридцать семь метров возносится Преображенская церковь, что составляет уровень одиннадцатиэтажного дома. Срублен весь комплекс из дерева: от цоколя до верха, вплоть до краешка деревянного креста на верхней части купола. Как говорится, «без единого гвоздя». Единственное чешуйчатое покрытие сводов — лемех — было укреплено крепкими гвоздями, один на каждой чешуйке.
Поперечник в сечении у них был 4-гранным. Для этого чешуйки должны были быть накрепко зафиксированы и не двигаться. Существует классика русского плотницкого мастерства, где остальные детали церкви были сделаны без гвоздей. Это объясняется тем, что в них не существовало необходимости. Наиболее надёжные средства были использованы для обеспечения точности и долговечности .
Топор и долото
Традиционно Преображенская церковь, как и полагается по этой причине, была возведена с участием лишь топора и долота, без использования пилы, которая уже давненько использовалась. Необычный инструмент для работы — русский топор. Топор, который используют северные плотники, является универсальным инструментом. На первый взгляд, было бы предпочтительнее всего воспользоваться пилой для того, чтобы разрезать брёвна на части. Но привычка и традиции древних людей были непомерно сильны, и поэтому бревно рубилась топором с такой лёгкостью, не оставляя ни одной щербинки. Данное обстоятельство привело к тому, что капилляры дерева стали более эластичными и в результате этого оно стало меньше впитывать влагу. Этим топором и долотом создатели творили тончайшие узоры орнаментальных карнизов. Смотришь и поражаешься, видя такое количество брёвен.
Подумайте о том, что в старину срубы конопатили. Кто-то затыкает паклей, а кто-то мхом. К этой церкви всё это являлось неприменимым. Брёвна венцов настолько плотно прилегали друг к другу, что казалось невозможным их оторвать друг от друга.
Купола
В Преображенской церкви установлено двадцать два купола. И, словно уборы русских царевен, разлетелись в разные стороны их крылья — стрельчатые «бочки». В местах, где находятся гребни, можно увидеть ровные барабаны и луковичные главы с крестами, которые устланы чешуёй матово-серебряного лемеха. Когда наступают северные белые ночи их свечение становится фосфорическим. В пасмурный день оно менее интенсивное и приобретает тусклый серебристый оттенок. В ясный день они приобретают голубой оттенок. Они бывают разными: то они сияют, словно отполированный металл, то тускнеют и становятся почти бесцветными, или же становятся бурыми и каменистыми, как земля. И вот что наиболее удивительно, они изменялись, когда солнышко скрывалось за дальними островами. В этот момент своды плавно вспыхивают под холодным небом, становятся ярче и горячее, долго держа тепло.
Первый, второй, третий….. ярус. Всё больше и больше возвышалась верхняя глава этой громадной пирамиды, пока наконец не упёрлась в небосвод. В народе бытует сказание о том, что мастер Нестор, окончив возведение Преображенской церкви, кинул свой топор в Онежское озеро и заявил: «Эта церковь была создана мастером Нестором, не существует, не существовало и никогда не будет таковой». Уверена, что больше такого не повторится!
И купола, и купола…. Они, несомненно, изумляют. При взгляде на церковь, в период восхода и захода солнышка, можно подумать, что это не творение рук человеческих, а чудо природы, которое выросло в этих суровых условиях. Церковь можно сравнить со сказочными теремами. Она имеет в себе что-то от эпической, героической природы, а также от неё исходит ощущение лёгкости и простоты деревенских строений.
Основа
Самым удивительным и невероятным является другое. При более внимательном рассмотрении Преображенской церкви становится ясно, что это не просто чудесные архитектурные формы, а безукоризненное произведение, которая представляло собой уникальное сочетание творческого экспромта и строгого соблюдения всех соотношений. По правде говоря, всё предельно просто. Не зря же в народе замечают : « Где легко – там ангелов с сотню, а где хитро – тут и одного нет». Главным качеством архитектуры является соединение двух начал: красоты и толка. Именно это есть в Преображенской церкви.
Восьмерик, восьмигранный сруб — основа церкви. Эта форма использовалась для постройки высоких и массивных зданий в старину. Она содержала ряд преимуществ, которые были обусловлены её высокой функциональностью. Возможности для строительства придела, галереи и крыльца увеличились благодаря восьмигранной основе. Это стало удобным и позволило придать всему зданию величественность и экспрессию. Конечный результат можно представить в виде трёх поочерёдно уменьшающихся восьмериков, которые были установлены один на другой и с помощью заострения снизу четырьмя прирубающими — по сторонам света.
У Преображенской церкви нет фасада, тут нет раздела на важное и дополнительное. Её полностью можно рассматривать как единый организм, словно дерево, тянущее свои ветви-купола к небесам. По виду, ступени и луковки сводов кажутся одинаковыми. Внимательно присмотримся — можно увидеть отличия: большие и маленькие. Понимание древних зодчих о том, что, не имея такового сочетания элементов единство, было бы обречено на скучную унылость.
Материалы
Она была возведена из кондовой сосны, которая отличается своей прочностью и смолистостью, растёт на весьма засушливой почве. Стены возводились из сосны, а на лемех использовалась осина. Снизу это выглядит как чешуйка, но это крупная (до 40 см в длину) и выпуклая, с несколькими ступенями сужения вниз пластина, изготовленная из дерева. Подобная вид является разновидностью деревянной черепицы . Пластинки крепятся внахлёст на двадцать два купола Преображенской церкви, всего их тридцать тысяч. На пластинки используется осина, она легко поддаётся обработке и не лопается, не подвергается разрушению под воздействием солнечных лучей и осадков. В процессе работы с топором пластина приобретает шелковистую текстуру и становится более бархатной.
«Капельки дождя»
В Преображенской церкви практически отсутствуют детали, которые бы были предназначены для украшения интерьера. Основополагающей является художественная основа. Она отделена от практического смысла. В процессе строительства Преображенской церкви архитекторы не только заботились о красоте архитектурных форм и линий. Им был интересен путь крошечной капли дождя, которая пересекла верхнюю часть главы до земли. На самом деле, это тоже стало причиной для того, чтобы определить, как долго ещё будет возвышаться эта красотища в Кижах.
Возможно, именно этот путь капельки дождя, которая пересекла крест основной главы и достигла земли, может сообщить о многом. С главки на бочку, с бочки на полицу, затем на водотечник и далее по порядку.
В ней соединены все составляющие: взвешенная система отвода воды и сохранения церкви от осадков. Предполагалось, что частицы дождя всё же попадут через крышу на «небо». Это может привести к порче его живописи. Необходимо было предусмотреть и предупредить… У цокольного восьмерика есть вторая двускатная крыша, которая состоит из двух слоёв: толстенных досок и обрешётки из бересты. На стыке её уклонов располагается покатый лоток, через который вода стекает наружу. Если лоток будет протекать, под ним установили ещё один сосуд, страхующий.
Службы
Преображенская церковь, можно сказать, летний храм. В ней проводились службы в исключительных случаях, когда происходили местные престольные праздники. И то исключительно в течение краткого летнего времени. Она не оборудована зимними окнами и двойными дверьми, не имеет теплоизоляционного покрытия пола и плафона.
В летний период в зданиях церкви меньше влажности, так как через дыры и проёмы осуществляется свободная вытяжка и просушка каждого помещения. Они имеют большую тягу воздуха и, следовательно, дерево быстрее просыхает. Также ниже вероятность происхождения плесени, опасных спорыней и насекомых.
В истории деревянного зодчества Спасо-Преображенская церковь стала одним из символов, который стал своеобразным гимном для всего русского народа. Это сооружение можно назвать храмом для прихожан и памятником архитектуры, являющимся частью мемориального комплекса. В честь своей земли, уже два с половиной века существует Преображенская церковь в Кижах.