Марфо—Мариинская обитель милосердия – одно из самых известных духовных мест Москвы, основанное великой княгиней Елизаветой Фёдоровной Романовой в начале XX века. Обитель стала символом благотворительности и духовного возрождения.
Её архитектурный ансамбль, включая Покровский собор, является ярким примером русского зодчества того времени. История этого храма тесно связана с жизнью и деятельностью святой преподобномученицы Елизаветы Фёдоровны, посвятившей свою жизнь служению людям.
История создания
Идея основания Марфо—Мариинской обители возникла у великой княгини Елизаветы после трагедии в 1905 году. Революционер Калоев убил её мужа, московского генерал—губернатора великого князя Сергея Александровича. Решив посвятить остаток жизни служению Богу и благотворительности, Елизавета Фёдоровна продала часть своих драгоценностей и купила просторную купеческую усадьбу на Ордынке для основания обители для создания монастыря, который бы стал центром помощи нуждающимся и больным.
Она выбрала участок земли на Большой Ордынке, где ранее находился доходный дом.
Строительство началось в 1908 году под руководством архитектора Алексея Викторовича Щусева, известного своими работами в стиле модерн и неорусского стиля. Основным храмом обители стал Покровский собор. Работы над ним продолжались до 1912 года, когда он был освящён митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским).
Архитектурные особенности
Архитектурный облик Покровского собора сочетает в себе элементы русского модерна. Подобно многим другим храмам, этот собор обращает наше внимание на средневековую новгородско-псковскую архитектуру, с её массивными, неприглядными белёными стенами. Они создают мощное визуальное впечатление.
Из Пскова к собору пришли изящные, вытянутые „каплевидные“ маковки куполов, характерные для этого региона звонницы — стены с колоколами, заменяющие традиционные отдельно стоящие колокольни. Такие архитектурные элементы делают Покровский собор особенным, подчёркивая связь с историческим наследием.
Кирпичные выкладки на фасадах, выполненные с большой аккуратностью, напоминают новгородские образцы, что усиливает ощущение единства с прошлым.
Перспективные порталы и резьба из белого камня являются характерными чертами архитектурной традиции Владимиро-Суздальского региона. Этот храм служит настоящей энциклопедией русской архитектуры.
Он не просто повторяет средневековые образцы, а художественно их трансформирует, сохраняя при этом дух эпохи модерна.
Влияние модерна отчётливо просматривается в изящном контуре куполов, изогнутых арках портала с их разнообразной кривизной, в рельефах ангелов, которые возвышаются над входом, изысканно стилизованных в декоративных элементах.
Величественная структура храма, обладая массивными объёмами, выделяется узкими и высокими окнами, которые придают ей особую выразительность. Всё это увенчано внушительной главой, напоминающей шлем, что добавляет зданию величия и торжественности.
Современность присутствует в утончённом контуре куполов, в арках портала, имеющих различную кривизну, и в рельефах ангелов, расположенных над входом, которые изящно оформлены в стилизованных декоративных элементах.
На северной стене установлено рельефное изображение распятия, выполненное Сергеем Коненковым. Над западным входом находится мозаичный портрет Спаса Нерукотворного, созданный по эскизам Михаила Нестерова в мастерской петербургского мозаичиста Владимира Фролова.
Интерьер
Внутреннее убранство собора отличается простотой и строгостью. Стены покрыты фресками, выполненными художниками Михаилом Нестеровым и Павлом Кориным. Эти работы являются яркими примерами русской религиозной живописи начала XX века.
На стене, отделяющей трапезную от храма, нас встречает величественное полотно. Его изображение повествует о страдальческой и тяжёлой судьбе Руси, которая движется навстречу Христу. Внутри храма можно увидеть значимые росписи, представляющие встречу Христа с Марфой и Марией, небесными покровителями этой обители. Эти образы заполняют пространство, создавая атмосферу глубокой духовности и умиротворения. Также подчёркивают важность и значимость этих святых в жизни монастыря.
Каждая деталь воспроизводит красоту и гармонию, призывая верующих задуматься о своём пути и отношении к Богу. Росписи словно оживляют историю. Погружают в атмосферу святости и преданности. Являются отражением искреннего стремления к спасению и единению с небесным светом. В таких моментах можно ощутить не только историческую глубину, но и духовную мощь, устремляющую сердца к Божественному.
Иконостас: Особую ценность представляет иконостас, созданный по проекту Алексея Щусева. Украшен резьбой и мозаикой. Иконы написали известные мастера того времени.
В Покровском храме была создана скрытая лестница, которая вела к подземному храму-крипте, служащему усыпальницей. Роспись этого святилища выполнена Павлом Кориным на тему «Путь праведников ко Господу».
Крипта
Значение и судьба собора
После Октябрьской революции 1917 года Марфо—Мариинская обитель закрыли, а её имущество национализировали. Покровский собор использовался для различных нужд, включая складские помещения и мастерские. В 1926 году приняли решение о сносе храма. Благодаря усилиям общественности и деятелей культуры этот план не был осуществлён.
В годы Великой Отечественной войны здание собора пострадало от бомбардировок, впоследствии восстановлено. В послевоенное время здесь размещался Музей истории религии и атеизма, а затем – различные государственные ведомства.
Только в 1990-х годах началась реставрация Покровского собора. В 2008 году он был возвращён Русской православной церкви. Сегодня Марфо—Мариинская обитель вновь функционирует как монастырь, а Покровский собор является действующим собором.
Покровский собор Марфо—Мариинской обители – яркий пример духовной и культурной жизни России начала XX века. Его история отражает сложные периоды российской истории, а архитектура – стремление к сохранению традиций и новаторству. Храм остаётся важным памятником не только религиозного, но и культурного наследия нашей страны.