Троицкий собор – Главный собор Ипатьевского монастыря Старого города Костромы. В 1590 г. началось строительство первого строения. Сейчас от него остались только 3 медных врат, которые были выполнены по заказу Д. И. Годунова.
Храм в 1649 г., был разрушен взрывом пороха, который хранился в подклетях. Существующее на данный момент строение строилось в период с 1650 по 1652 гг.
Собор стал не только духовным центром, но и свидетельством исторических событий, формировавших судьбу России.
Архитектура
Это храм кубической формы с позакомарным перекрытием, увенчанный традиционным пятиглавием. С трёх сторон его окружают двухэтажные галереи, на второй этаж которых ведёт лестница от крыльца, оформленного в виде беседки на столбах-кубышках, завершающихся восьмигранным шатром.
Фрески
Все стены и своды галереи украшены живописью, в то время как стены, колонны и своды самого собора покрыты фресками. Фрески выполнили живописцы из Костромы под руководством Гурия Никитина и Сипы Савина за один сезон 1685 г.
Иконостас
Одной из главных особенностей собора является великолепный иконостас, выполненный в золоте, который был создан костромскими мастерами по дереву Петром Золотаревым и Макаром Быковым в период с 1756 по 1758 годы.
Иконостас, украшенный множеством святых образов, является результатом многолетнего труда лучших художников того времени. Он не только эстетически привлекает, но и несёт глубокий духовный смысл, отражая веру и традиции русского народа. Каждый элемент этого изделия от резьбы по дереву до ярких красок – служит звеном в цепи бесконечной духовности.
Звонница
На деньги Д. И. Годунова в 1603—1605 гг. к западу от собора соорудили звонницу, заканчивающуюся изначально 3 шатрами. В период с 1647 по 1648 гг. мастер из Москвы Матвеев отливает колокол, имевший вес 9828 кг. Для него соорудили специальную колокольню, представляющую квадратную в плане башню, расположенную с севера к основному объёму звонницы. По приказу Пьера I в 1700 г. из 19 колоколов, которые находились на башне в XVII в., большую часть перелили на пушки.
Усыпальница
В нижней части собора располагается фамильная усыпальница Годуновых.
Эпилог
В течение веков собор переживал различные испытания: от войн до разрушений. Тем не менее он всегда восстанавливался, становясь символом непоколебимости веры. Современные исследователи и искусствоведы продолжают изучать его фрески и иконостас, восхищаясь их красотой и историческим значением, которые остаются актуальными и по сей день.