В период с XVI века по XVII век Габсбурги, в лице Карла V и Филиппа II, приняли в своё распоряжение от государей католических сильную и процветающую Испанию. Этот период для Испании оказывается центром испанского абсолютизма.
В этом контексте испанская элита совместно с духовенством выступала в качестве его защитников. На территории всего мира от Америки до Азии, империя захватила земли. Испанский государь Римской держав «хозяин полумира» Карл Пятый обожал похвастаться: «на его территориях отродясь не закатывалось солнце». Его большущая держава охватывала четыре континента и тянулась на большую часть Европы, в три Америки и бывшие португальские колонии в Азии и Африке.
Содержание
«Король- паук»
В период правления Филиппа II, сына Карла V, не было такого случая, чтобы кто-то смог объединить в своих руках столь большое количество народов и государств.
Этот испанский монарх был известен как «Король- паук», который в своём дворце Эскориал под Мадридом плёл паутину интриг и заговоров, охватывая ею всю планету. Его также упоминали Филиппом Осторожным, боровшимся с ересью и искореняя её.
Карл V, покидая трон, дал наследнику наказ : изо всех сил бороться с ересью и возвести монументальную гробницу для испанской королевской династии.
Филипп II прибегает к влиянию римского папы и инквизиции в Испании для сохранения католического порядка. В Испании его принимали как святого, а в мире считалось, что он воплощение ада.
Филипп II в 1561 г. совершает поездку в горные массивы Сьерра-де-Гвадарама, где располагается небольшой посёлок шахтёров под названием Эскориал. Его наименование обозначает « груда шлака». Король, как человек с художественными способностями, сам подбирал себе специалистов для выполнения работ по украшению дворцов. Непосредственно заботился о том, чтобы они выполнялись, правил рабочие чертежи авторских проектов, заказанных им.
Согласно легендам, государь выбрал в горных уголках уединённое местечко, сейчас именуемое «вышкой Филиппа», для наблюдения за ходом строительства гробницы королей. Теперь пред глазами государя предстало что-нибудь большее, чем просто просьба Карла V. В видении Филиппа II был большой монастырь, базилика и дворец, которые были объединены в одно целое. Два произведения несовместимые: монастырь и великосветский дворец. Часто бывало так, что светские власти оказывались в одном помещении с духовной. Когда монарх совершает путешествие по стране, он может воспользоваться услугами местного священника или же члена королевской семьи, который будет рад помочь ему в его стремлении к спасению души. Филипп II мечтал о создании монастыря, который совместно был королевским дворцом и местом для проведения торжественных церемоний.
Мощи
В строительство Эскориала, одного из гигантских зданий в мире, вложено более 1 млн тонн гранита. В его состав входят четыре тысячи комнат и около 100 км переходов. По прошествии двух лет Филипп II передал своим монахам полную власть в Эскориале. При этом поставил перед ними два условия: монахи должны ежедневно молиться за королевскую семью и охранять мощи католических святых, оными король так дорожил.
В королевстве находился самый огромный набор мощей, включающих в себя семь тысяч мощей святых католиков. По некоторым данным, Филипп II владел останками двенадцати апостолов и крестом, на котором распяли Иисуса Христа.
Святой Лаврентий
Монастырь посвящается Святому Лаврентию ( Лоренцо). Он один из мучеников, которых римляне подвергли жестокой казни. 10 августа празднуется день памяти св. Лаврентия. В этот день в 1557 г. испанцы победили над фламандскими повстанцами в сватке при Сент-Квентине. В результате сражения уничтожена церковь св. Лаврентия, и король Испании возымел намерение возвести для Святого другую церковь взамен уничтоженной.
Архитектура
В разработке модели Эскориала принял участие архитектор, изучавший методику сооружения собора Святого Петра в Риме, — Хули Батиста де Толедо. Силуэтом Эскориал имеет сходство с решёткой, на которой св. Лаврентий встретил страшную кончину. По убеждению Филиппа II, Дух Лаврентия сможет поддерживать его в противодействии еретикам. На короля произвела впечатление страдальческая кончина Святого Лаврентия. В любом уголке дворца Эскориала наблюдаем жаровню, являющуюся главным украшением.
8-е чудо света в Испании, Эскориал больше напоминает крепость. Ни один человек не сможет представить себе, что сей дворец — уголок, где можно наслаждаться жизнью. Филиппа II вдохновляла его духовная цитадель и именно там он обретал энергию для искоренения ереси.
Наиболее известный фасад собора Эскориала расположен в прямоугольном внутреннем дворике, называемом «Двориком королей».
Чтобы подчеркнуть значимость двора, в его верхний уровень поставлены 6 огромных скульптур ветхозаветных царей, давших ему своё название. Свои действия в противостоянии ереси Филипп II обосновывал тем, что строго придерживается принципам античных царей Израиля: тут имеют место такие личности, как царь Соломон прославившийся мудростью и царь Саул — отважностью.
Основные элементы архитектуры собора величественно холодные, демонстрируют фрагменты дорического ордера. Как считал новый руководитель, Хуан де Эррера, дорийский ордер «является наилучшим выражением мощи и силы». Мраморная облицовка стен собора, пилястры и фриз — всё это изготовлено из мышиного цвета мрамора, а главный алтарь красуется на общем фоне.
Алтарь
В высоком нефе собора, вытянувшимся на восток, алтарь поднимается над полом на четыре уровня. Алтарь украшен мозаикой из разных цветов мрамора, яшмы и драгоценных камней, отражающих свет, проникающий сквозь окно в своде. Он излучает сияние, являющееся символом центра Эскориала , конечной целью роли Филиппа II.
На строительство огромнейшего свода базилики в Эскориале мастерам потребовалось двадцать лет. Его размеры незначительно меньше размеров куполов собора Святого Петра в Риме.
Это дань почтения Ватикану. Церковь имеет значительные габариты и предназначена исключительно для царского двора. Прочие прихожане внимали службу через ворота из бронзы, расположенные прямо перед ней.
По бокам от алтаря в альковах разместили фигуры Карла V и Филиппа II с семьёй, выполненные известным итальянским скульптором Л. Леони. Следующий альков образовывает ложу для короля и его свиты. Она имела выход из опочивальни монарха. По центру « Дворца королей » расположился колодезь, выглядевший как роскошный храмин, выполненный из дикого гранита. В нём присутствуют колонны, со скульптурами в углублениях, роскошная балюстрада, проходящая по карнизу. С четырёх сторон он окружён четырьмя большими прямоугольными бассейнами, расположенными по кругу. В их хрустальной глади передаются благородные очертания храмина- колодца в его изящных очертаниях. Изнутри он выложен розоватым, зелёным и белоснежным мрамором.
Внутренние стены Эскориала имеют габариты 161 на 206 метров. Это большой размер для наблюдения однообразных, но красивых и соразмерных фасадов. Они настолько необъятны, что тяжело окинуть взором, казались бесконечно большими. Впечатление больше возрастает — на идеально ровных стенах отсутствуют практически все декоры. Они объединяются в одно целое с окружающей средой.
Широко распространённые испанские угловые башни — единственное богатство отделки. Эскориал выполнен из дикого гранита, что позволило органично слиться с серовато-голубыми очертаниями пустынной местности. Он предстаёт в роли огромной и страшной громадины, олицетворяющей собой непреклонность и властность Филиппа II, стремящегося к безраздельному господству над миром. В результате подсчёта окон и дверей Эскориала, всегда получаются разные результаты. Округлено соглашаются на количестве порядка 1250 дверей и 2500 окон.
Королевские покои
При строительстве своего дворца в Эскориала, Филипп II замечал своим архитекторам: «Для Господа — дворец, для короля — хижина». В качестве жилья для государя выбрали скромненькое помещение, его можно сравнить с кельей монаха. Королевские апартаменты это место для размышлений, т.к. Филипп II правил в непростые времена. Умножив своё праведное мастерство, он поднял дух и укрепил веру для новых схваток. «Сад наслаждений земных» И.Босха — вот что было единственной мирской картиной, находящейся в его кабинете. Других декораций не присутствовало. Помещения короля сравнимы с кельями монаха , трон являлся походным стулом отца. Отправлялся в путь за Карлом V на протяжении всех военных походов.
Филипп II руководил своей огромной державой из своего маленького кабинета. Его королевские покои расположены в Эскориале так, что король мог беспрепятственно войти в церковь прямо из их помещения. В момент, когда Филипп II находился в преклонном возрасте, он всё ещё мог наблюдать главный алтарь церкви, находясь на своём ложе. Покои присоединяются к восточной пристройке церкви, они выступают из главной составляющей комплекса. Их именуют « рукояткой » решётки Св. Лаврентия.
Возведение Эскориала осуществлялось беспрерывным перемещением золота из Америки, в 1577 г. в работе над дворцом начался кризис. Удара молнии прошел через юго-западную башню, начался пожар, свинцовый жидкий огонь потёк по стенам Эскориала.
Филиппу II не удалось завершить возведение усыпальницы королей, из-за подъёма подземных вод. Инженеры закончили сооружение гробницы в 1654 г., осушив фундамент под Эскориалом.
Стиль стал другим, не таким, как предполагал Филипп II:Противоположностью холодному граниту появились мрамор, золото и бронза.
Библиотека
В интерьере Эскориала использовались строгие геометрические формы.
Самая красивейшая и стильная библиотека находится в галерее, которая ведёт к западному входу. Этот зал является одним из самых роскошных в Эскориале. Филипп II при жизни сумел оценить его во всей красе. В библиотеке можно увидеть множество иносказательных изображений наук и искусств, коллекцию книг и рукописей, являющихся бесценным источником информации.
Король Филипп II был сторонником католической церкви. Изучал труды таких еретиков, как Мартин Лютер и Джон Кальвин. Его целью было сохранение римской католической церкви как центра мира.
Внутренний дворик
Престолонаследники Филиппа II выбирали чрезвычайно обширные и роскошные апартаменты, не имели желания постоянно наблюдать пред собой главный алтарь. Они решили построить пристройку с северной стороны церкви для увеличения размеров дворца. Прямо к югу от неё находится двухъярусная галерея, предназначенная для проведения крестного хода, которая опоясывает внутренний двор, который называется «Дворик евангелистов», где находятся четыре скульптуры, изображающие четырёх евангелистов.