Музей Прадо и картины великих художников

Музей Прадо

Художественный музей Прадо является одним из наиболее больших и знаменитых в мире. Его расположение — это центр города Мадрид, в районе парка Ретиро, недалеко от здания Генерального кортеса — парламента Испании.

Музей Прадо

В структуре музея находится филиал — Касон дель Буэн Ретиро на ул. Филиппа, 4.

Фасад Касон-дель-Буэн-Ретиро

Музей Прадо объединили в 1985 году с соседним дворцом Вильяэрмоса. Но через четыре года дворец преобразовали в отдельное учреждение, он стал частью обширной коллекции живописи баронов Тиссен-Борнемисса.

Прадо и Карл V

Богатые коллекции картин веками собирались монархами Испании, став базисом фондов Прадо. Эти произведения искусства изначально были предназначены для декора капелл. XVI век, период правления Карла V — происходит развитие культурных связей между Испанией и европейскими странами. Карл V с удовольствием занимался приобретением произведений зарубежных художников и заказывал новые произведения.
Он предпочитал Тициана. Художник в 1548 году написал картину монарха, сидящего на коне.

Карл V не любил жить в Испании, облюбовав Нидерланды. Коллекция его картин размещалась в Брюсселе, доставлена в Мадрид спустя два столетия.

Прадо и Филипп

При всём своём религиозном фанатизме, сын Карла, Филипп II принял эстафету пополнения коллекции светской живописи. Для неё он выбрал загородный дворец Прадо(с испанского означающий «луг»). Дворец реконструирован для его третьей супруги, Елизаветы Французской. Филипп, как и его отец, был увлечён итальянской живописью и в дальнейшем заказывал у Тициана картины.

В правление Филиппа IV придворный художник Диего Веласкес пополнил королевские собрания своими произведениями. Диего занимался и приобретением художественных ценностей во всех европейских странах по повелению императора. Он купил огромное количество работ Веронезе, Тинторетто и Якопо Бассано, посещая

Бассано. Грехопадение Адама.1570 г.

Бассано. Грехопадение Адама.1570 г.

Италию. В то же время для пополнения пустой казны, британский король Карл I продаёт своё великолепное собрание живописи.

Альбрехт Дюрер. Автопортрет 1498 год

Альбрехт Дюрер. Автопортрет 1498 год

Власти Испании с помощью своих посредников в Англии смогли приобрести произведения искусства: «Смерть Богоматери» Андреа Мантеньи и «Автопортрет» Альбрехта Дюрера.

Дюрер. "Ева"Дюрер. "Адам"

Картины Дюрера «Адам» и «Ева» — первые в немецкой живописи крупные изображения обнаженных тел. Они были выполнены во время поездки  мастера в Италию. Оба полотна подарены  в 1655 году Филиппу IV шведской королевой Кристиной.

Вклад Рубенса

Пьер Пауэлл Рубенс посетил Мадрид в 1628 году с целью выполнения дипломатического поручения от Нидерландов. Произведения, которые он успел написать, здесь незамедлительно приобрело правительство Испании.

Рубенс. Конный портрет герцога Лерма.1603 г.

Рубенс. Конный портрет герцога Лерма.1603 г.

Популярность творчества Рубенса была столь велика в глазах испанцев, что после его кончины испанцы раскупили большую часть картин.

Рубенс. Смерть Сенеки. 1612-1615 гг.

Рубенс. Смерть Сенеки. 1612-1615 гг.

Вторая супруга Рубенса решила сжечь картины, изображающие обнажённую Елену Фоурмен. Посредники, используя духовника Елены, смогли убедить особу не исполнять задуманного. В Мадрид направились и «неприличные» работы.

Прадо и Карл III

В течение длительного периода времени экспонаты музея могли обозревать исключительно члены королевской семьи и избранные гости. По предложению короля-реформатора Карла III в XVIII веке принято решение о создании публичного музея, который мог бы принимать посетителей любых сословий. Музей должен был быть посвящён в основном естественным наукам. Месторасположение было выбрано в экологической зоне Мадрида, называвшимся Прадо.

В 1785 г. началось возведение здания, спроектированного известным архитектором Хуаном де Вильянуэва. В парке Ретиро он предполагал сформировать ботанический сад, заложить обсерваторию и другие научные объекты, которые должны были стать составной частью «Храма науки». Вскоре король скончался, а его преемник Карл IV отнёсся к строительству музея совершенно равнодушно.

Ситуация изменилась в 1808 году, когда Испанию захватила армия Наполеона. Музей был заброшен и использовался как пороховой склад.

Фердинанд IV и открытие музея

Фердинанд IV, ставший новым королём, в 1814 году распорядился завершить строительство музея, от которого практически ничего не осталось. В указе говорилось, что музей должен заниматься предоставлением знаний, воспитанием художественного вкуса у студентов и преподавателей художественных учебных заведений, а также у иностранцев, чтобы придать Испании публичное признание.

В 1819 году официально открыли музей Прадо.

Здесь были размещены шедевры живописи, принадлежащие королевским дворцам Мадрида, Аранхуэса и Эскориала. На первом этапе в музее насчитывалось 311 работ, отобранных королём. Не должны были быть показаны картины с обнажённой натурой. Вначале король отдал приказ о сожжении их, но затем смягчился и отправил в Академию изящных искусств Сан-Фернандо.

Прадо постепенно наполнялся картинами. В дар музею передали ценные произведения искусства, принадлежащие монастырю Конвенто де ла Тринидад и другим столичным обителям. С 1868 года Прадо объявлен национальным музеем, принадлежащим городу Мадриду.

Парк Ретиро

К моменту создания музея его помещения не вмещали собранные произведения искусства. В 1918 году к нему добавлены два крыла, которые окружали внутренний дворик — патио. Во время боевых действий в период Гражданской войны Прадо сильно повреждён германской и итальянской авиацией. Уникальные ценности спрятали в подвалах, оттуда переправили во Францию. Только в 50-х годах XX века власти Испании смогли получить их назад.

Затем возвели ещё две линии залов, а дворы застроили и преобразовали в крытые галереи.

Архитектурные  составляющие музея

Ансамбль Прадо содержит элементы архитектуры, являющиеся произведениями искусства. Внешняя часть украшена рядами ионических колонн, внутри — барельефы и скульптурные составления. Наиболее интересным и эффектным видим фриз, расположенный над западными дверями музея — «вход Веласкеса».

Статуя Веласкеса над входом

Представляет собой изображение императора Фердинанда покровителем науки и искусства в обществе древних богов. Наименование северного входа — «вход Гойи», а южного — «вход Мурильо».

Памятник Мурильо

 

Бюсты 16 живописцев, ваятелей и архитекторов из Испании украшают центральную галерею.

Музей Прадо

На данный момент в Прадо насчитывается около 8600 картин, 7000 рисунков и гравюр, 700 скульптур, 1000

Коллекция монет

монет и медалей, 2000 предметов декоративно-прикладного искусства. Экспозиция испанской живописи и скульптуры XII —XIX веков, размещённая на 1 этаже главного здания, представляет собой наиболее внушительную часть собрания. Королевское собрание, пополнявшееся в течение веков меценатами, является её основой.

Полотна Эль Греко

Полотно Эль Греко «Иоанн Евангелист», принадлежавшее известному коллекционеру Сесару Кабанесу, было подарено музею в 1927 году. В нём отображена легенда попытки отравления апостола ядом, подмешанным в вино для причастия. Отрава на молитве Святого вышла из чаши в облике дьявола. Это нашло отражение на холсте.

В экспозиции музея представлены картины Эль Греко: «Сошествие Святого Духа», «Святое Семейство», «Крещение», «Вознесение» и «Распятие».

Эль Греко.Святая Троица 1577-1579 гг.

Эль Греко.Святая Троица 1577-1579 гг.

Коллекция итальянской живописи и скульптуры была размещена в 16 залах первого и второго этажа дворца. Фрагменты картин, изображающие эпоху Возрождения, созданы Фра Анджелико, Мантеньи, Боттичелли и Рафаэлем. Множество картин и рисунков XVI века — Тициана, Тинторетто, Веронезе. Мадрид стал местом, куда

Тинторетто. Рыцарь с золотой цепью. 1555 г.

Тинторетто. Рыцарь с золотой цепью. 1555 г.

попали работы таких мастеров, как Караваджо и Тьеполо. Это произошло в XVII веке, когда Италия находилась под властью Испании. В музее видим скульптуры Леоне Леони и его наследника Помпео.

Зал Веласкеса

Работы Веласкеса занимают большую часть крыла Прадо. Творчество его было представлено в отдельном зале. Это «Менины» или «Фрейлины», созданные в 1656 году. На холсте изображены инфанта Маргарита и её фрейлины,и сам художник, находящийся за мольбертом.

Веласкес. Менины. 1656 г.

Веласкес. Менины. 1656 г.
На выставке видим картину«Пряхи», являющуюся одним из известных произведений позднего Веласкеса. Мифический сюжет одновременно связан с картиной повседневной деятельности ремесленников. Необыкновенные лёгкие воздействия светового решения являются основой для создания произведения .

В экспозиции Прадо имеются такие полотна Веласкеса, как «Поклонение волхвов», «Триумф Вакха», Кузница Вулкана», множество портретных композиций короля Филиппа IV и членов его семьи.

Босх. Поклонение волхвов. Триптих 1510 год

Карл V одним из первых понял философскую глубину фантазий Иеронимуса Босха. И в его собрании оказалась одна из лучших картин художника — триптих «Сад наслаждений». Это самая загадочная из работ мастера. На левой стороне — земной рай, где происходит сотворение Евы, виновницы грехопадения. В центре представлен грех сладострастия, ведущий человечество в ад. Преисподня изображена на правой части триптиха и является закономерным наказанием человечества за похоть.

Картина «Сдача Бреды» отличается от традиционных картин автора тем, что батальные сцены выражены на картине не битвой, а моментом сдачи голландского бастиона Бреды испанскому генералу Амбросио де Спиноле. Эту картину Веласкес посвятил моральным ценностям христианской гуманности, победителя над побеждённым.

Залы Франциско Гойя

Музей располагает самым большим собранием картин и гравюр, созданных Франсиско Гойей, для них выделено отдельное крыло.

Франсиско Гойя. Маха обнаженная. 1796-1798 гг.

Художник создал множество живописных шедевров: «Маха обнажённая», «Маха одетая»,

Франсиско Гойя. Маха одетая. 1796-1798 гг.

«Сатурн, пожирающий своих детей». Публикация в 1880 году группового портрета «Семьи Карла IV»,

Франциско Гойя. Семья Карла IV.1800 г.

демонстрирует моральное ничтожество правителей мира.«Восстание 2 мая 1808 года в Мадриде» и «Расстрел повстанцев в ночь на 3 мая 1808 г.», являющиеся картинами, изображающими мужество и стойкость народа Испании во время борьбы с Наполеоном.Все офорты Гойи, которые входят в серию «Капричос» и«Бедствия войны», можно увидеть в Прадо. Видим и знаменитую «Чёрную серию» фресок — серию живописных работ,

Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
Гойя. "Черные фрески"
previous arrow
next arrow

которые художник создал на стенах своего загородного дома в 1824 году.Вскоре он покинул Францию.

Всего за год Прадо посещают около двух миллионов туристов, которые хотят посмотреть эти творения. В музее проводится большая просветительская работа. Он организовывает выступления и экспозиции, проводя их в городках Испании и за её пределами.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: