Содержание
Невероятная история создания
Причудливый, ошеломительный, грандиозный собор Саграда Фамилиа (Святого Семейства) в Барселоне — самый необычный храм в Испании и, возможно, самое значительное и невероятное сооружение XX в., по масштабу, и художественному совершенству сопоставимое только с великими готическими соборами.
Будучи ещё недостроенный, собор, по словам архиепископа Барселоны, воспринимается как истинно мистическое творение. А его создатель, Антонио Гауди-и-Корнет (1852—1926), 32 лет от роду приступивший и всю дальнейшую жизнь отдавший возведению этого шедевра, всё чаще представляется не просто как гениальный зодчий, а как « вдохновенный святой». С 1998 г. идёт подготовка к причислению Великого испанца к лику святых.
Мистика и видения
Строительству собора Саграда Фамилиа предшествовали мистические озарения Хосе М.Бокабельи. Он не был ни аскетом, ни монахом, но являлся глубоко верующим человеком, известным барселонский издателем и книготорговцем. Мысль о необходимости сооружения кафедрального собора в честь Святого Семейства пришла Бокабелье в Монсеррате, главной каталонской святыне, во время предстоящих у образа Святого Семейства.
Позже издатель увидел во сне того зодчего, кому предназначалось воздвигнуть храм, — хрупкого молодого человека с яркими голубыми глазами. Через несколько дней, когда Бокабелья вошёл в кабинет главы строительного совета, он столкнулся с Гауди и сразу узнал в нём архитектора из сна.
Гауди ни с кем невозможно было спутать: огненно-рыжие волосы и проницательные голубые глаза, « неотразимые глаза пророка», по словам первого биографа зодчего — Рафолса, являли собой редкое явление среди смуглых каталонцев.
Работы Гауди и его стиль
Гауди создал около двух десятков архитектурных шедевров. Среди них самые яркие Касается Гуэль(1900—1914), по замыслу автора символизирующий мировой порядок; Парк Гуэль (1899) словно воплотивший в себе душу древней Каталонии; Каса Батло (1906г.), посвящённый покровителю Барселоны св. Георгию.
Осенью 1883 г. Гауди приступил к работе вместо архитектора Ф. Вильяра — тот отказался от проекта. К этому времени Гауди был уже известен в Барселоне : его Каса Висенс (дом для дона М. Висенса), отличающийся особой духовной содержательностью внутреннего пространства, произвёл сильное впечатление на каталонцев.
Грандиозные цели
Возглавив строительство Саграда Фамилиа, Гауди поставил перед собой поистине героическую цель — разрешить сразу несколько грандиозных задач. Он задумал создать собор, своим видом способный выразить единство всеобщего существования, соединить лики неба и земли, одухотворить архитектурные формы, сообщив им естественность камня, растений, живых тварей, и передать в новых пластических образах живой трепет и драматизм евангельского повествования.
Фасад Рождества венчает Рождественское дерево, под сенью которого происходит прославление Богородицы
Гауди осознавал свой талант как благословение, полученное от Бога, и преумножил его, постигнув, как высочайшие духовные дары обычные чувства человека.
Слух соответствует вере,— говорил он,— а зрение — славе, поскольку слава — это образ Бога. С точки зрения ощущения света, пространства и пластичности зрение есть беспредельность пространства; оно видит то,что есть, и то, чего нет.
Духовное воплощение в архитектуре
Работа его души нашла воплощение в формах собора.
Фасад Страстей. Скульптуры западного фасада выполнены скульптором Джозефом М.Суберахом
В плане храм представлял собой латинский крест ( длина главного нефа достигала 95 м, поперечных- 60м), в центре которого, предполагалось воздвигнуть величественный 170-метровый купол. Три стремительных, взмывающих ввысь фасада — Рождества, Славы и Страстей Господних — должны были обрамить купол с юга, запада и востока. Из них Гауди успел закончить только фасад Рождества.
Фасад Рождества, по мысли Гауди, символизировал тайну Воплощения. Три его портала архитектор посвятил Вере, Надежде и Любви.
Центральный, разделенный посередине колонной в виде двух стволов пальм (генеалогическое древо Спасителя), обвитых лентой с именами предков Иисуса, венчает скульптурная группа, изображающая Святое Семейство. Здесь же место Рождества Христова — Вифлеемский грот. Он убран цветами, а над ним парят птицы.
Интенсивный голубой цвет пещеры и ледяные сталактиты, нависшие сверху, словно погружают каждого стоящего перед собором в зимнюю Рождественскую ночь. «Звучащий камень пытается спеть рождественский гимн», — говорил Гауди.
Над порталом Надежды он поместил несколько скульптурных композиций:бракосочетание Иосифа и Марии, бегство в Египет, избиение младенцев, Иисус в мастерской Иосифа. Над порталом Веры — введение Иисуса во храм, Христос среди учителей,взрослый Иисус, занимающийся ремеслом Иосифа. Все порталы фасада Рождества архитектор украсил парящими птицами, цветами..
Уподобление природе и мифологизация
Святое Семейство. Деталь центрального портала
Архитектурное сооружение Гауди уподоблял природному организму. «Дерево — мой учитель!» — нередко повторял мастер. Вероятно, именно великая книга природы подсказала ему, как разрушать устоявшиеся каноны и открывать новые, оригинальные формы. Его собор, великий во всех смыслах, словно прорастает из земли, как сильные, мощные побеги невиданного гигантского растения. Это поднимающееся к небу древо Гауди обогатил и дополнил растительными и животными мотивами. Кажется, всё богатство природного мира представлено здесь: саламандры, ласточки, черепахи,куры,овцы, одуванчики, кипарисы, камыши, папоротники, розы, оливы, апельсины, гранаты, чертополох, кукуруза, лотос….
Новый Ной в архитектуре: духовное видение Гауди
В душе Гауди был новым Ноем, который хотел бы захватить в свой ковчег не только все живые существа, но и саму землю с ее камнями и расщелинами, пещерами и сталактитами, — землю, порождающую жизнь в прекрасных формах, несущих отсвет небесной красоты.
Колонны как деревья — инновационные решения
Внутреннее убранство собора по замыслу Гауди должно было напоминать лес. И он сделал колонны подобными деревьям, а их «разветвления» спроектировал так, чтобы исключить распор и этим снять необходимость в устройстве контрфорсов, — такого готика не знала.
Древоподобные колонны собора, как ветви, расходятся в стороны и перерастают в своды
«Ветви» колонн расходятся, перерастая в поверхности сводов с отверстиями в виде цветков подсолнуха — издавна почитаемый в Каталонии символ души.
Свет и цвет: символическое значение в интерьере
Выше архитектор расположил второе перекрытие, в результате все нефы залил рассеянный свет, поступающий сверху, и создалось впечатление, будто на «кронах» колонн застыл небесный свод.
В законченном же соборе говорил Гауди, «мягкий свет будет литься через оконные проёмы, находящиеся на различной высоте», и тогда каждому «покажется, что светят звёзды».
Роза собора
Художественная щедрость и мистическая одарённость Гауди сказались и в особой роли цвета и его символики в соборе Саграда Фамилиа. Архитектор дал интерпретацию цвета как откровение качеств Божественного, уподобившись в своём видении ветхозаветным пророкам или духовидцам Нового времени.
Правый предел собора предполагалось окрасить в бело-золотой, символизирующий радость. Левый предел, расположенный близ портала Страстей, — в пурпурный и чёрный, цвета покаяния. Колористическое решение внутреннего убранства собора виделось зодчему радужным псалмом во славу Господа.
«…Цвет, посвящённый Богу Отцу, должен быть оранжевым. Цвет, посвящённый Сыну,— ярко-алым, литургическим цветом мучеников», — считал Гауди.
Но не только цвет символичен в Саграда Фамилиа. Все формы насыщены сложной символикой: башни посвящены апостолам, главные колонны — апостольским миссиям Испании; капители колонн призваны ассоциироваться с добродетелями, базы колонн — с грехами…
Из 12 задуманных башен со шпилями в виде разноцветных епископских митр при жизни архитектора успели воздвигнуть лишь три. Верхушки шпилей Гауди покрыл золотыми мозаиками, как в византийских храмах. Следуя каталонской традиции керамической облицовки, он применил глазурованную полихромную керамику. Наложение её тонкими слоями позволило визуально усилить спиральное движение ввысь. Один священник спросил Гауди, почему он так беспокоится об отделке шпилей, ведь никто не увидит их.
Монсеньор,— ответил архитектор,— их будут разглядывать ангелы.
Музыкальное вдохновение в конструкции
Гауди представлял собор не только посредником между небесами и землёй, но и полем боя противоборствующих чувств. Не случайно к архитектурным формам и цвету, способным глубоко воздействовать на человека, он присовокупил звук. Конструкция собора спроектирована так, чтобы здание функционировало как грандиозный орган и ветер, проходя через отверстия башен, звучал подобно настоящему хору.
Хотя Гауди не успел завершить собор, ставший главным импульсом всего его существования, он во многом осуществил своё призвание создать храм как живой плод души, возвышенный и человечный. Сам мастер в последние полгода жизни поселился рядом с рабочей площадкой в маленькой деревянной пристройке.
Смирение и наследие
Людям, удивлявшимися его крайней непритязательности в одежде и пище, Гауди, совсем в духе какого-нибудь средневекового аскета, говаривал :«Смирение плоти есть радость духа». В крипте собора Саграда Фамилиа в монашеском облачении ( хотя он не был монахом), с чётками в руках архитектора и похоронили.
Шаттерсток
А Собор Святого Семейства, задуманный как искупление грехов каталонцев, навсегда стал частью их духовной жизни. Ещё при Гауди он сделался местом паломничества, ныне же к нему устремляется множество людей со всего мира. Ибо, по словам архитектора Луи Салливана , «это дух, воплощённый в камне».