Храм Абу — Симбел одно из чудес. Его история с фото

Современный вход в храм

Храм величайшего египетского фараона Рамсеса ІІ по иронии судьбы не отнесли к необыкновенным «Чудесам света». Вырубленный в крутой горе, храм на долгое время поглотили пески пустыни.Абу-Симбел

В 1813 году научный сотрудник из Швеции И. Л. Буркхардт посетил подземный храм Хатор, который был возведен в честь древнеегипетской богини любви, танцев и застольных пиршеств. В период раскопок добрались до проглядывающих из песка трех головных уборов неизвестных огромных изваяний.В Каире Буркхардт доложил о находке. Было решено направить туда несколько экспедиций. Однако, местечковые халифы воспрепятствовали иностранцам исследовать постройки, предоставлять рабочих для освобождения изваяний от песка.

Храм

Через год в тех местах объявился небезызвестный итальянский прохиндей и искатель сокровищ Д. Б. Бельцони.

Однако, выдающийся исследователь Говард Картер, нашедший гробницу Тутанхамона, именовал его «одним из самых замечательных деятелей во всей истории египтологии».

Выходец из старинного римского рода, родившийся в Падуе в 1788 году и проживший молодые лета в Риме, Бельцони несомненно являлся мужчиной необычайным. В «вечном городе» он надеялся постричься в монахи. Но войско Наполеона вошло в Италию. И Бельцони, вовлеченный в ряд скандальных историй против французов, покинул свою Родину.

Некоторое время он работал в лондонском цирке. Затем являлся сотрудником Ост- Индской компании в Мокко. С течением времени поселился на Мальте. 1815 году он вновь вернулся в Каир. Бельцони выбил лицензию проводить раскопки для Британского музея. Его команда трудилась с утра до вечера.

Множество  святилищ существовало в древнем Египте.

Храм Рамсеса II

Находка

Однако Храмы времён Рамсеса ІІ считались невероятно грандиозными из тех, что существовали ранее. Наравне с пирамидами древнего царства, храмы на все века увековечили египетское зодчество. Бельцони со своими спутниками войдя в обширное полузасыпанное убежище, наткнулись на подземную застройку в монолитной скале.

Фрески

В личном дневничке Бельцони писал: «Мы вошли в самый обширный и самый красивый склеп в Нубии… Наше удивление возросло еще более, когда выяснилось, что это не только очень большой, но и великолепно разукрашенный храм — с барельефами росписями и статуями»

Барельеф в храме

Бельцоне самостоятельно простучал все стены, к сожалению, непосредственно в своих интересах, уникального ничегошеньки не обнаружил. Храм давненько опустошили до этих событий.

Спустя три года организовали повторные исследования. В результате, расчистив от песка самую близкую к реке статую, разглядели на основании греческую гравировку. Чем больше расчищали храм от песка, тем больше находили старинных рун. Это были данные о хронологии строительства храма, строителях. В этом местечке откопали остатки четырех статуй.

Занесенные песком храмы
Античные зодчие отыскали наиболее  подходящее место для возведения усыпальниц. Строение возвели на восточной окраине могучего скалистого уступа. Причём всё  спланировали точно, дабы в день появления на свет фараона и в день коронации на трон, первый лучик восходящего ярила  касался  короны, украшая статую Рамсеса II. Монумент выполнен в скале. Усыпальница изумляет  безукоризненным обликом, соразмерностью и гармоничностью.

Статуи на входе

Большой и малый храмы

Входя в Большой храм Абу—Симбела, в розоватом песчанике, который по цвету напоминает человеческое тело, видим на престоле четыре статуи фараона — по две с каждой стороны. Они установлены на участке шириной более 60 метров. Все изваяния высотой 20 м, вес каждой 1200 тонн. Все четыре продублированы один в один без грамма неточностей, их тождество по отношению друг к другу ошеломляет. При всем при том, размер от одного уха статуи до другого более четырех метров. Эти исполинские фигуры издалека бросались в глаза всем проплывающим по Нилу.

Колоссы на входе

Когда то давно, на ежедневном восходе солнца, один из каменных исполинов исторгает очень необычные звуки. Многие древние писатели излагали этот эффект как «пение» на заре, другие, как стон отчаяния. В мифах и сказаниях колоссы — это образ древнегреческого храбреца Мемнона, убитого в Троянской войне. Если верить преданию, мать героя — богиня утренней зари Аврора, каждое утро оплакивает гибель своего сына. Происхождение этого «пения» длительное время было необъяснимым. Греческий историк Страбон, побывавший в Египте в сопровождении римского префекта Элия Галла, услышав «пение» статуи, испытал сомнение в истинности звучания колосса . Он даже предположил, что это мошенничество .

Абу-Симбел

Однако загадку «озвученной» статуи посчастливилось разгадать. Стонущие звуки появлялись из-за резкой смены холодной ночи и быстрого в Египте восхода солнца. При этом стремительно повышается температура, вследствие чего резко расширяются треснувшие камни.

Фараон Рамсес II

Благодаря этому явлению появляются звуки, подобные звукам свирели. Аналогичное «пение» камней не раз замечали во многих храмах Древнего Египта. Во время правления императора Септилиана Севера (это ІІ век), статую изменили и на оставшиеся века она замолчала.

У конечностей этих как две капли воды похожих колоссов, находятся изваяния членов огромной династии фараона. Он имел 111 сыновей и 67 дочерей.

Колоссы

В Большом зале, уходящем в недра скал на 63 метра, экскурсанты могут наблюдать десятиметровые статуи. Они стоят в два ряда друг к другу лицом . Мы можем насчитать их восемь. Колоссы оперлись на колонны и воссоздают один в один лик фараона, что и колоссы, находящиеся снаружи. Они похожи друг на друга как две капли воды и высокая квалификация древних ваятелей изумляет. Ведь этих исполинов воздвигли три тысячи лет назад при свете простейших факелов и лампад. Всего в большом храме 14 залов.

Роспись внутри

Стены Большого зала, а он очень высокий, выложены барельефами и надписями, прославляющими фараона. С боку находятся чуланы — кладовые. В них до наших дней не утратились каменные лавки — ящики для разного инвентаря, а в залах перед чуланами жертвенные столы.
В храме Абу — Симбела видим сидящие четыре скульптуры: слева — Бог Птах ( благодетель искусства и ремёсел), затем Бог Амон (доминирующий и всемогущий из Богов и Бог ветра). Далее идет Бог Ра (Бог восходящего солнца) и сам Рамсес ІІ (на правах Бога).

В это место два раза в год 20 октября (в день рождения фараона) и 20 февраля (в день его восшествия на престол) пробивается лучик света и озаряет лик фараона. В этот момент загораются глаза фараона, инструктированные яхонтами. Лучик света извлекает из сумрака еще две статуи Богов Амона и Ра. Ну а Бог Птах — владыка подземного мира постоянно находится в полутьме. « Оптическое чудо» впечатляло и современников Рамсеса ІІ, и высоко почитается великими иллюзионистами нашего времени.
Два раза в год Рамсес ІІ «являлся взору» толпе молящихся в храме. Действо совершалось вслед за церемонией ночной молитвы в мистическом зале. Там редкие светильники озаряли колонны, скульптуры и неподвижные фигуры жрецов в белоснежных одеяниях.

Таинство

В момент, когда молящиеся массы людей, возбужденные религиозными песнопениями и критически острым предвкушением чуда, в предписанный час ритуала верховный жрец, изрекал культовые слова. В которых он умолял светоч возникнуть во тьме. И вот уже косой солнечный лучик рассек полутьму зала, отчетливо озаряя в недрах святилища образ солнечного бога — Рамсеса ІІ. Это был выдающийся технический проект древних строителей.

Роспись

Свод святилища инкрустирован орнаментом, в котором видим огненные диски солнца с двумя смертоносными кобрами. Это знак неминуемого возмездия фараона для всех согрешивших. Ниже находятся перья из крыльев богини Маат (богини правды и порядка). Они указывают на то, что возмездие фараона справедливо.

Росписи внутри

Все это показывает на силу и мощь существовавшей империи фараона, который подчинил себе 11 царств. Рамсес ІІ управлял государством до глубокой старости. Умер он в 89 лет . Все это время фараон ведет затяжные войны на юге Египта: в Эфиопии, Нубии и других регионах своего огромного государства, где постоянно разгорались мятежи против его тирании. Больше всего беспокоила фараона Нубия. Она не намеревалась повиноваться египтянам. Каждый год туда отправлялась армия для подавления.

На обратном пути, после военной кампании, с добычей и рабами, полки всегда делали остановку в пещерном храме Хатор, где солдаты и офицеры покланялись могущественный богине их хранительнице, попечительнице лучших человеческих качеств.

В это время фараон задумал задействовать этот храм для прославления и воспевания своей старшей и любимой жены Нефертари.

Нефертари

О её великолепии слагали мифы. И,само собой, этот факт благоприятствовал упрочнению влияния и власти самого фараона. Так как Рамсес ІІ провозгласил себя при жизни Богом, вследствие чего его жена должна быть богиней. Тем более Нефертари чтили далеко за границами государства .

Малый зал храма

Храм богини Хатор реконструировали, дабы преобразовать его в храм Нефертари. Прежние воспроизведения срезали. Взамен них появились изящные и грациозные формы «божественной» Нефертари. В малом храме 5 залов.Малый зал

Передний фасад храма декорирован шестью гротами, над ними располагается тяжелый навес. В простенках грота на скале вытесаны лестные похвальные надписи. Посмотрим на центральный вход храма. При входе с каждой стороны возвышается шесть скульптур богов . Они не просто огромны, они величественные исполины: два божества женские — богиня Хатор и богиня Исида( богиня небес и земли) четыре мужские — бог Птах, Бог Амон Ра, «бог» Рамсес ІІ, как фараон двух Египтов — Верхнего и Нижнего.
В фигурах женских богинь просматриваем облик Нефертари. Боги мужские это лик Рамсеса ІІ. В них просматривается потрясающая динамика. Как будто, Боги сейчас покинут скалу тебе навстречу..
Рамсес ІІ представлен аристократическим, крепким и статным. Хотя ему было уже за 80. Изваяниям Нефертари добавили неуловимо теплое и нежное отображение.

Спасение уникальных реликвий

Во время возведения Асуанскуй плотины в 1954 году уже рассчитали, что озеро Насер разольется в стороны от главного русла на 11 км. Глубина в некоторых местах достигнет 100 м. Озеро затопит различные города и села, а также уникальные храмы верхнего Египта и Нубии. Людей и скотину перевезли на другие территории. Но ведь надо спасать и монументы…

Реконструкция

Египетские власти не смогли выделить достаточное количество средств на сохранение памятников Абу — Симбела, прибегнув к поддержке мирового сообщества. На этот призыв откликнулось более 50 стран. Французы выдвинули гипотезу вокруг храма воздвигнуть песчаную дамбу, но были сомнения, что дамба выдержит и не пропустит водный поток.

Реконструкция
Итальянцы порекомендовали вырезать из скалы оба храма и поднять их домкратами. Для этого понадобились бы механизмы, способные поднять груз весом от 30 до 60 тысяч тонн. Польша и Англия выдвинули такой план: храмы зарезервировать под водой, укрыв их железобетонными колпаками или прозрачной пленкой.
Все программы были привлекательны, но очень затратны.

В конечном счете утвердили проект шведов: распилить храмы на блоки, отодвинуть на достаточно надежную позицию и снова собрать. Приступили к работам в 1964 году. И длились они четыре года. Принимали в них участие египетские специалисты и эксперты ЮНЕСКО.

Реконструкция усыпальницы

Скалы над храмами удалили, затем все архитектурные и скульптурные детали построек разобрали (при необходимости аккуратно распилили на блоки), пронумеровывали, смазывали специальным составом и по висящей дороге или трейлерами доставляли на заранее организованный полигон. Распиливали статуи круглосуточно, а чтобы фигуры, выполненные из песка, не осыпались, вводили вещество для мгновенного отвердевания.

Перенесли на 180 метров дальше и на 64 метра выше и вновь собрали. Храмы оказались в несколько ином ландшафтном окружении, но было сделано все возможное, чтобы сохранить общий образ реликвий.

Над рекой Нил насыпали искусственную гору диаметром 58 м и высотой 30 м. Даже горы, внутри которых располагались храмовые залы и помещения, удалось воссоздать  в виде двух огромных куполов из бетона, облицованных скальными плитами. В недрах этой горы  расположили все помещения Большого храма. Место разреза заделали так, что придраться было просто не к чему. По соседству возвели гору  меньших размеров и перенесли туда покой очаровательной Нефертари.

Абу-Симбел

Храм сегодня

Общая площадь созданного ансамбля составляет 2 квадратных километра. Общая стоимость реконструкции комплекса составила около 42 миллионов долларов.

Солнечные лучи продолжают освещать статую фараона, которая по-прежнему находится в глубине храма, но теперь они проникают сюда с 3 по 27 октября и, конечно, в феврале.

Современный вход в храм

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: