Вслед за дворцами и храмами, пирамидами и Мусейоном наблюдаем ещё одно из давних египетских сооружений, не признанное чудом света. Минуя многие века, оно по-прежнему является самым важным сооружением Египта и одним из самых интересных в мире. Оно касается создания водного пути.
Содержание
Впечатления Страбона
У древних египтян была мечта о канале, который соединит Средиземное и Красное моря.
После посещения Страбоном канала он сделал следующую запись:
« Канал впадает в Красное море, вернее, в его Арабский залив, расположенный у городка Арсиноя ( именуют Клеопатрия). Он растянулся через Горькие озёра. Те самые озёра, которые раньше являлись очень горькими. Но после того как был построен канал, их вода соединилась с речной и преобразилась таким образом, что сейчас там много рыбы и птиц. В период до Троянской войны Сенусерт начал строительство канала. В других источниках говорилось о том, что строительство канала начал сын Псамметиха, однако как только он взялся за работу, то сразу же умер.
Дарий I продолжил строительство, начатое ранее. Наивный царь положился на ложные утверждения о том, что уровень Красного моря выше уровня Средиземного и в случае прорыва перешейка между ними, море потопит весь Египет. Он приказал приостановить строительство практически завершённого объекта.
Птолемеевские цари не верили в эти утверждения и построили канал, позволив уверенно курсировать в любом направлении по всему морю».
Высказывания Геродота
Геродот , в отличие от Страбона, упоминает ,что Дарий завершил сооружение канала. Это подтверждается надписями Дария, которые находятся на камнях, в 20 км к западу от Суэца и в иных областях. Одна надпись гласит:
«Я, Дарий, перс, покорил Египет. Проведение канала было поручено мне. Он должен пройти от реки, которая называется Нил и протекает через Египет до моря, которое простирается до Персс».
Первое строительство
Канал, построенный для персов через Красное море, имеет значение для их связи с Египтом.
Протяжённость его можно наблюдать и сегодня, он проходит вдоль западного берега нынешнего канала.
Прекрасная архитектура первых Птолемеев не смогла пережить тот упадок, наступивший в эпоху смуты во 2-м веке до нашей эры.
Канал заново сооружён римским императором Трояном. В продолжении двухсот лет римские суда бороздили вдоль побережья Индии и Аравии. Был случай, когда одна из триер достигла берегов Индокитая. Впоследствии, во времена захвата Египта Византийской империей, о канале больше не существовало никаких упоминаний.
Прошло время….
Прошло несколько веков, в Египте поменялось множество династий. В период с IX века до XIX века канал не функционировал. Его словно и не было вовсе. В 1671 году, когда Людовик 14 был на троне, немецкий учёный-энциклопедист Лейбниц представил ему проект восстановления канала, но королевские советники отказались, восприняв проект как утопическую идею.
Лепер и проблема возрождения
После направления экспедиции Наполеона в Египет, положение поменялось.
К числу «умных штатских» в обозе галльских полков принадлежал инженер Лепер. Его интересовала проблема возрождения старинного канала, соединявшего Суэц с озёрами и от озёр к Нилу.
Чтобы Лепер мог проверить реальность осуществления проекта, Наполеон обеспечил его необходимыми средствами. Он провёл проверку и выяснил, что план не имел шансов на осуществление, так как уровень Красного моря выше уровня Средиземного моря более чем на 10 метров!
Несмотря на то, что это было роковое заблуждение Лепера, идея канала всё же была воплощена. По крайней мере, во Франции. К ней проявили интерес такие люди, как политики, биржевики и военные, авантюристы, предприниматели, профессора и поэты. В основе большинства лежало стремление к влиянию и богатству, а некоторые руководствуются благородными целями, которые направлены на дальнейшее развитие человечества.
Фердинанд де Лессепс и его энтузиазм
Ситуация, когда на сцене появился дипломат Фердинанд де Лессепс стала переломным моментом в истории суэцкого региона. Лессепс занимал должность генерального консула в Александрии, он постоянно приезжал во Францию. Как-то раз во время одной из командировок он был задержан на карантине в Александрии. Лессепс обратился к коллеге из представительства дать ему что-либо для прочтения. Ему была предоставлена книга Лепера. С увлечением Лессепс прочитал её. С этого момента проект Лепера всё больше и больше овладевал его воображением,превратившись в его мечту.
Он смог получить в свои руки расчёты, которые были сделаны в период с 1841 по 1847 года конструкторами Линантом, Стефенсоном, Бурдалоном и Негрелли. Изучив результаты правильных замеров глубин двух морей, исследователи сделали вывод: Лепер был не прав! Разница уровня воды в морях одинакова. У людей есть склонность к ошибкам. Именно это заблуждение причинило вред Франции, а также принесла пользу Англии. Необходимо исправить данную ошибку.
В 1850 г. он вышел в отставку и остался без работы, решив обосноваться в усадьбе тёщи, расположенном в Ла Шене. Ему приходится заниматься домашним хозяйством, но его мысли регулярно крутились вокруг Египта и песчаной полосы, которая разделяет Красное и Средиземное моря.
Египетский вице-король Аббас -паша, являвшийся ненавистником прогресса в течение всей своей жизни, скончался в 1854 г. Его продолжателем стал Мухаммед Саид, который являлся приятелем Лессепса с детства.
Лессепс решил посетить Египет, чтобы лично поприветствовать его.В тот раз он передал хедиву письмо о канале, в котором говорилось:
«Соединение Средиземного моря с Красным через канал, выражает собой выгодное дело, интерес к которому привлечёт любопытство известных людей, властвовавших в Египте».
По прибытии в Египет, Наполеон поручил технарям проработать задачу о возможности восстановления или улучшения этого пути сообщения. Ознакомившись со списком документов, которые были предоставлены комиссией, Наполеон сделал вывод:
«Это дело великое, и не мне, однако, принимать участие в его выполнении. Османское правительство в скором времени покроет себя славой, реализовав задуманное».
Именно сейчас пришло время выполнить пророчества Наполеона.
Содержание письма Лессепса настолько искусно составлено, что можно предположить, что оно должно польстить самолюбию Мухаммед Саида. Приняв, он оказывался наследником знаменитых людей, вставал с ними в один ряд.
Организация компании
Лессепс возвратился в Париж с фирманом, предоставляющим ему « исключительное право на организацию компании, которая будет заниматься строительством Суэцкого канала». В конце 1854 г. приступили к осуществлению замысла.
Планировалось отправиться от Суэца, изучив его гавань, затем двигаться к Пелузе. Проводились совместные разработки Лессепса с французскими техниками Ленаном и Мужелем, которые были на службе у египтян. Как только они ступили на землю пустыни, Лессепс погрузился в библейские мысли.
Он читал на отдыхе истории о том, как евреи достигли земли обетованной, о медном змее и манне небесной.
Прошло много времени, но страна всё оберегала своё прошлое. Действовал огненный столп, который обозначенный как Машаллах арабов — головной отряд караванов, освещающий ночью дорогу факелами. Воды, являющиеся горькими, дерево арак, использованное пастухами, как Моисей, чтобы смягчить их горечь. На протяжении столетий тамариск продолжает рассыпать на землю библейскую манну, являющуюся соком его листьев.
Путники обнаружили следы канала древних египтян, который проходил в бухте Суэца и за ним в пустыне. И хотя он почти невидим взору, его ширина составляла 70 локотков. В планах, на всей протяжённости новейшего канала, глубина планировалась оставаться единая — шесть с половиной метров ниже уровня в Средиземном море.
По обе стороны канала в Суэце и Пелузе планировалось возвести шлюзы, по выходе из них— дамбы. Шлюзы сохраняли в канале уровень воды на 1,5 м выше низких вод, уберегали от забивания канала песком. Планировалось поднять грунта — 74 млн куб. метров, из которых 17 млн кубометров сухого грунта и 57 млн из-под воды.
Работа комиссии
Конкретная версия программы предложена на изучение международной комиссии, которая должна заслушать и утвердить проект. В виде исправлений комитет отказался от шлюзов, признав бесполезной и нереальной нивелировку уровня при малом расхождении в морях уровней высоких и низких вод.
Комитет взял под сомнение реальность забивания канала песком, т.к. дно Красного моря глинистое и в канале постоянно существует небольшое течение на север. Оно не допустит песок Средиземного моря в канал. С точки зрения экономии, ликвидация шлюзов могла снизить расходы на содержание канала, а вместо них существует возможность увеличить его глубину.
По предложению комиссии, было принято решение переместить северное устье канала на двадцать восемь вёрст от Пелузы- туда, где затем, в честь хедива Египта основана гавань Порт-Саид. Это вердикт планировки строительства канала.
Была поставлена ещё одна задача( и выполнена) по строительству комплекса для обеспечения государства пресноводной водой и путь в Аравийский залив из Египта.
Условия фирмана
В соответствии с фирманом Магомеда Саида, компании Лессепса предоставлено выполнение работ в соответствии с целями и планами, именно: занять два пункта у входа и выхода в море и создание портов. В её пользование была предоставлена концессия на 89 лет, в течение которых судоходство было открыто, без каких-либо поручительств и залогов. С поддержкой со стороны Египта ей было разрешено овладевать свободными землями вдоль канала для нужд строительства и лишь только в том случае, если эти территории не были заняты ранее.
Также она получила право на 10 лет безвозмездно эксплуатировать каменоломни. В конце концессии правительство Египта признавало себя полновластным хозяином канала, получая вознаграждение за всё имущество, которое компания получила в результате соглашения или по решению третейского суда.
Акции
Президентом фирмы являлся Лессепс. Он прекрасно понимал, что одним лишь энтузиазмом невозможно передвинуть миллионы кубических метров песка. На возведение канала необходимы немалые средства — 200 млн франков. Для их получения планировалось воспользоваться акциями, которые намеривались выпустить в количестве 400000 штук по 500 франков каждая. Лессепс начал активно контактировать с политическими деятелями, финансистами, брокерами и иными представителями политической элиты.
В результате, как это частенько происходит, у такого благородного благодеяния возникли оппоненты. Английские власти, видя в строительстве канала исключительно французскую компанию, стали препятствовать. После объявления о подписке на Суэцкий заём, которое состоялось в октябре 1858 года, её результаты оказались весьма посредственными. На территории Франции приобретено порядка 1000 акций. В Австрии, которая изначально поддерживала эту идею, намного меньше. Россия согласилась на 24000 акций. Всё вело к фатальному провалу. Тогда Магомед- Саид взял на себя часть оставшейся суммы.
Работы по строительству
К концу весны, в апреле 1859 года, на северном участке перешейка начался трудовой процесс. Ситуация осложнялось тем, что на участке постоянно происходили затопления, смывающие не строения и людей. Протяжённость от рабочих посёлков до заселённых районов составляла 60 километров, до Александрии двое суток пути.
В селениях рыбаков, расположенных на расстоянии 30 км от места проживания рабочих, можно найти исключительно рыбу и сушёную икру.
Дневное время в палатках, находящихся под испепеляющими лучами солнца, сопровождалось невыносимой жарой. Ночью они наполняются не выносимо холодной и влажной атмосферой. Рабочим не удавалось отогреться, они укрывались всем, чем только возможно. Присутствие различных земноводных, способных передвигаться по палаткам во мраке, было достаточно распространено. На крыше палаток собиралась вода и прогибала верх палатки, становясь похожей на воронку. В домах построенных на сваях работяг постоянно мучили крысы и холод.
Французы, истосковавшиеся по отчизне, впадали в отчаяние , феллахи не могли справиться с управлением машинами.
Этот факт, в совокупности с другими обстоятельствами, способствовал тому, что энергия человека была сломлена. На сооружении канала установили чёткий график работы. Три месяца непрерывного труда, затем возвращение домой для отдыха и снова работа. Использование вахтового метода приносило вред деловой репутации компании.
Холера
Помимо прочего, лето 1865 г. ознаменовалось началом холеры. Для предотвращения распространения инфекции сократили рабочее время на час, затем на два. Работягам начали раздавать кофе и крепкие напитки. В Египте вспыхнула холера. Молва разнеслась что на канале тихо, притянув к нему внимание египтян. Они отправились на поиски спасения, но занесли инфекцию. В момент охватившего их страха они устремились наутёк в пустынную местность, к морскому побережью, сами не зная куда. Нескончаемые километры пути от Измаилии до Порт-Саида усеяны телами этих несчастных.
Ни один из служащих компании не ушёл с работы и продолжал выполнять свои обязанности. На протяжении всего времени Лессепс пытался усмирить своих подопечных, но его усилия пропадали бесплодно из-за невежества рабочих.
И так длилось в течение трёх недель, затем холера закончилась, и работа вернулась в своё русло.
Открытие канала
Медленно нелюдимая территория перешейка начала оживать, открыли почту и телеграф.
Порт-Саид насчитывал более 7 тысяч жителей и располагал 1800 судами 15 наций, находящихся в гавани. Всё, что осталось сделать — это пройти через Серапеум, Шалуфский вал и двигаться к Суэцу.
4 октября 1869 года был открыт канал, что стало историческим событием. Утром в гавани Порт-Саида бурлила жизнь, все ждали появления высокопоставленных гостей.
Первый появился пароход, принадлежащий Франции, — «Орёл». На судах появились флаги, моряки поднялись на реи.
Раздались залпы орудий. На мостике корабля «Орёл» застыла императрица Евгения в окружении свиты.
Следом на рейде появился пароход «Грейфера»с австрийским императором, крейсер «Грилле» с прусским наследным принцем и паровой клипер «Яхонт» с русским послом в Константинополе генералом Игнатовичем. Во время входа в гавань каждый корабль встречался салютом и отвечал на приветствие.
Лессепс являлся превосходным обозревателем и управленцем, сумел организовать поистине феерическую церемонию. Шесть тысяч гостей обслуживали 500 поваров и 1000 слуг. Композитора Джузеппе Верди назначили ответственным за создание оперы для торжественного открытия канала и нового итальянского театра в Каире. Так было создано произведение «Аида».
Свидетелю знаменательного мероприятия удалось засвидетельствовать, что вся береговая линия была украшена мачтами. Деревянные триумфальные врата, украшенные флагами, находились за пристанью, за ними начинался путь процессии, который должен был привести к местам для богослужений. Дорога была вся устлана шпалерами, построенными египетскими солдатами. Процессия прошла изрядно живописно, передвигаясь по узким мостам из дерева, проложенными в песке.
На поверхности песка виднелись лужи морской воды. Сразу после вице-короля и иностранных принцев, устремилась скопление людей, которые перемешались со свитой.
Множество различных мундиров слились с повседневными нарядами местных обывателей и бурнусами арабов. Дамы в дорогих нарядах мелькали среди них. Находящиеся в строю солдаты и жители близлежащих домов были свидетелями того, как всё это происходило.
Днём позже, 48 кораблей, раскрашенных флагами, в соответствии с заранее составленным планом прошли через канал. На первом корабле следовала французская императрица Евгения, приглашенная в качестве почётной гостьи. Многие монаршие особы из Европы и других континентов приняли участие в торжествах.
Сразу после этого Томас Кук, как агент по туризму, устроил турпоездку по новому каналу. Таким образом, с помощью фейерверков, танцев и музыки, суэцкий канал был предоставлен в общественное пользование.
Общая стоимость канала 576 миллионов франков