Храм Амона в Карнаке — память или забвение

Храм Амона

 

Город Луксор, располагающийся на побережье Нила в Верхнем Египте, получил широкую известность вследствие того, что в его центральной части находятся руины античных Фив — знаменитого городка старинного Египта,  прославленного во вселенной. Когда-то Фивы являлись столицей древнейшего Египта. Египетские жители именовали его Уасет, Библия говорит о городке Но,  Гомер в «Илиаде» описывает  как «стовратные Фивы». Дата начала «золотого века» Фив приходится на XV век до нашей эры, эпоха Нового царства. С поддержкой фараонов XVIII династии удалось преобразить Фивы в городок, покоривший планету.

 

Макет храма

Данный этап — время, когда возведены Карнакский и Луксорский храмы. Они являются наиболее крупными и знаменитыми храмовыми комплексами Египта. В плане своих размеров эти два Храма превосходят  величественные наследия, такие как собор Св.Петра в Риме, собор Парижской Богоматери или церковь Св. Павла в Лондоне. В Карнаке  ансамбль  состоит из врат, внутренних двориков, холлов, множества колонн, статуй и обелисков.

Долгий период он являлся публичным храмом государства,  носил название Ипет-Сут. У каждого фараона поры Нового царства существовала одна главная цель — обустройство и украшение основополагающей святыни Египта. С этой целью они вызывали интерес  к работе у первоклассных архитекторов, ваятелей и живописцев страны.

Карнакский храм символизирует Бога Амона, который в эру Нового царства  объявлен как ипостась бога солнца Ра. На протяжении всей истории в честь Амон-Ра, который являлся « царём всех богов», создавались песни, возводились царственные храмы. Храм Амону в Карнаке  один из самых величественных архитектурных сооружений, возведённых за несколько веков при ряде потомков фараонов.

Продолжатель царицы Хатшепсут, Тутмос III, наказал разрушить всё, созданное последней.

Правление Тутмоса III

Затем предпринял постройку нового помещения Храма, где особо роскошным дизайном обладал «Зал Анналов».

Вход в зал Аналов

Гипостильный зал при Тутмасе III

На стенах, чтобы обессмертить  триумфальные боевые кампании, Тутмос III предписал вырезать значительные барельефы и надписи, сообщавшие о заслугах фараона.

Зал Аналов

 

Архитектура

Храм Амона

Храм сегодня представляет собой руины, хотя они способны произвести огромный эффект.  Карнак является одним из широко известных экскурсионных направлений. Храм Амона имеет форму в виде длинного прямоугольника. Находится он в окружении мощной стены, к вратам  проложены два пути: один — со стороны Нила, а второй — из Луксора.

Справа и слева троп тянутся « аллеи сфинксов»  с головами баранов ( баран — это один из символов бога Амона).

Аллея сфинксов

Пройдя 10  врат-пилонов, можем попасть во владения Храма и  внутренние помещения. Врата представляют из себя массивные порталы,  имеющие две огромные башни по краям.

Храм Амона
Вышки пилонов поднимаясь ввысь смыкаются и завершаются карнизом. Пилоны являются характерными чертами в истории возведения Храма: любой из них  сооружён в эпоху царствования одного из фараонов.

Раньше на пилонах поднимались мачты из кедра, на которых развевались флаги.
Ведущий пилон  Храма уходит ввысь на 44 м, поперечное сечение  равно 113 м. Толща стен  15 м. Впереди него находится обширный внутренний дворик, обрамленный колоннадой.  Перед доступом в святилище видим развалины вестибюля, а прежде здесь возвышался гигантский колосс Тутмоса III.

Храм Амона

От вестибюля к Нилу находится колоннада, состоящая из 2-ух линий колонн уровнем в 20 м с капителями, выполненными по форме цветочков папируса. В настоящий момент имеем 12 колонн, а изначально их насчитывалось 14. В этой зоне при фараоне Хоремхебе воздвигнут новый пилон.

Большой гипостильный зал

Войдя через последующий пилон, где были размещены огромные скульптуры фараонов, и пройдя далее сквозь  наиболее мрачные комнаты и холлы, гость оказывался в Большом гипостильном Зале,  являющимся главным святилищем Амона.  В периоды правления фараона Хоремхеба начали строительство Большого гипостильного Зала. Но его итоговые объёмы, необыкновенное украшение приобретены  при фараонах XIX династии — Сети I и Рамсесе II Великом. Огромные габариты , роскошный интерьер Гипостильного Зала является отличительной чертой этого сооружения.

Храм Амона

Территория Зала занимает около пяти тысяч кв. м., а его высота когда-то была в пределах 24 м.  Насчитывалось 16 линий огромных колонн, поддерживающих кровлю. Свыше 134 колонн  поставлено в зале . Самые высокие  уходят ввысь на 20,4 м.,  наиболее маленькие — 3,57 м.

Храм Амона

В центре неба расположились колонны, украшенные изображениями цветущих папирусов. Их высота 19,2 м., колонны фронтальных проходов,  выполненные в форме бутонизированных папирусов, — 14,7 м.

Храм Амона

Путешественник из России А.С.Норов, побывав в Карнаке в 1830-х г., сообщал, что все увиденные им ранее здания являлись игрушками по сравнению с этим столпотворением.

Храм Амона

 

« Этот строй колонн, исполинских размеров, и где они? — внутри храма, заставляет человека поразмышлять о мастерстве скульпторов ».

Храм Амона

Уникальную отметку в летописи Карнакского Храма, главным образом в возведении Большого гипостильного зала, оставил Иуп с сыном Хатиаи. Последний является «строителем величественных колонн в храме Амона». Цветок лотоса или цветок папируса — вот символика,  украшающая колонны «Зала Анналов», расположившегося по центральной линии Храма.

Данное изображение являлось геральдическим и олицетворяет символику Древнего Египта, в которых папирус являлся символикой Нижнего Египта,  лотос — Верхнего.

Цветок папируса

Украшение зала

Узор на полированных  колоннах это иероглифические тексты,  имеющие сакральное и историческое значение. Существовал старинный обычай, начинавшийся в Храме . Он складывается из прославления военных качеств фараонов , полководческих талантов в грандиозных живописных шедеврах. Плафон и перекрытия  расписаны изображениями синего небосвода, усыпанного золотыми звёздами. Сейчас крыша полностью разрушена, а фрагменты Зала стоят на открытом воздухе.

Храм Амона

Барельефы на стенах и колоннах гипостильного Зала  выполнены в различных цветах. Их территория занимает  около двадцати четырёх тысяч триста кв. м. Нежные золотые листы, покрывавшие элементы барельефов, искрились на стенах и колоннах.   Ранее так величественно не выделялись пышностью храмы  Древнего Египта.

Храм Амона

В Большом гипостильном зале стояли огромные скульптуры великих фараонов. Среди них Рамзес II, его супруга Нефертари.

Рамзес II и его жена

У Карнакского храма есть третий этап постройки, неотделимый от  имени Рамзеса II.

Аллея сфинксов

Фрагменты изображений на стенах Храма, повествуют о заслугах фараонов и их рандеву с богами.

Надписи
Одна стена состоит из изображений, где Бог Амон преподносит фараону Рамзесу II символы его власти. После чего идёт ряд сцен, где Рамзес II совершает жертвоприношения. Боги повсюду, они располагались на стенах Храма и посматривали на посетителей. Это были Хнум с туловищем льва и головой барана, Гор с головой сокола и Осирис с Исидой. Неоднократно видим образ скарабея. Он являлся культовым жуком в  Египте, символом извечного течения смерти и возрождения.

Жук скарабей

Святилище в Карнаке именуют «Каменным архивом Египта». Средь молитв богам и сакральных текстов,  находящихся на стенах, колоннах, карнизах и пьедесталах Храма,найдём и множество писем, рассказывающих о событиях  Нового царства: о знаменательных походах и битвах, о восшествии на престол фараонов, реестр тех, кто занимал трон Египта и другое.

Ритуальное шествие

В главный двор ведёт очередной пилон.  На территории Храма в южной оконечности имеется священный водоём. По нему ходили лодки, вырубленные из кедра со скульптурами богов и богинь. Среди них бог Солнца Амон-Ра, его жена- богиня неба Мути ( Нут) и их сын Хонсу, являющийся богом  Луны.

Священное озеро

Здесь начиналась праздничное шествие, отражающее прибытие и перемещение в святилище святой ладьи. Каждый год в храме совершался этот ритуал, привлекающий множество посетителей. Маршрут святой ладьи проходил сквозь  заполненные солнышком дворики Храма. Затем — в тёмный гипостильный Зал. Потом в наполненное беспросветностью главное святилище, мерцающее отсветом от постоянного горящих лампад.

Храмы богине Мут и бога Хонсу

Храм богине Мут

Древние египтяне выбрали  свой путь, использовали многие столетия. Они шли от света к тьме, ведя за собой последователей,  потрясённых грандиозностью храма древнего бога,  являющимся воплощением силы и непостижимости. Храмы богини Мут и бога Хонсу находятся в южной оконечности ансамбля. В древние времена они находились в окружении огромных « священных садов». В начале строительства храма богини Мут принимал участие архитектор правительницы Хатшепсут, Сенмут.

Храм богине Мут

Во времена правления фараона Аменхотепа III возведён храм Хонсу.  От него начинается аллея сфинксов с бараньими головами. Это путь к иному знаменитому храму Египта — храму Амона-Ра в Луксоре.

Легендарные магниты

 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: