Древнейший Египет разделен водами Нила на восточную и западную территорию, царствование живых и мертвых. На восточном побережье располагались замки фараонов, величественные храмы, прославляющие их и богов.
На западном располагались пирамиды, усыпальницы, заупокойные святилища, в которых происходили службы по усопшим фараонам.
Такого рода заупокойные храмы, выдолбленные в скалах, являются величайшими египетскими сооружениями. К ним относится храм царицы Хатшепсут в Дейр-эль-Бахри и Рамсеса II Великого в Абу-Симбл.
С 1525 по 1503 годы до нашей эры царица Хатшепсут находилась у власти. Она являлась супругой фараона Тутмоса II. Вслед за кончиной супруга стала претендовать на престол. Хатшепсут лишила права на корону пасынка Тутмоса III, считавшегося рожденным от женщины не царского рода.
За время царствования Хатшепсут проводилась масштабная строительная деятельность. Осуществлен ряд реконструкций и модернизации храма Амона в Карнаке. Хатшепсут по сути дела пыталась увековечить себя. Заглянем немного дальше, и отметим, ей не удалось. Фортуна отвернулась от нее и жизнь в очередной раз показала свою беспощадность к государыне.
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
В годы царствования Хатшепсут начато возведение заупокойного храма. Сенмут являлся зодчим при дворе, спроектировавшим храм. При возведении храма, он сделал себе в нем скрытую усыпальницу и припрятал свой портрет в сокрытом закутке Храма.
По-арабски земля территории храма Хатшепсут называется Дейр эль-Бахри. Здание по параметрам и богатству отделки затмевает иные храмы Древнего Египта, возвышается среди них своей монументальностью и величественностью. Святилище прекрасное творение зодчества Древнейшего Египта. Храм Хатшепсут считается полускальным, т.к. совмещаются наземные и скальные помещения.
Он возведен возле храма Ментухотепа I, являющегося основателем 18 династии фараонов. Хатшепсут этим действием выразила свое верховенство на трон, который она получила в обход престолонаследника — продолжателя династии.
Архитектура храма
Храм имеет 3 уровня, представляющих галереи-ступени. Они поднимаются друг над другом, соединенные между собой лестницами- пандусами. На галереях в прошлом организованы водоемы, с живой изгородью папируса, множеством деревьев. Путь к храму декорирован скульптурами сфинксов с живописными головами царицы Хатшепсут, олицетворяющей облик Осириса.
Тела сфинксов окрашены разноцветными оттенками красок: туловище и лицо отливали песочным цветом, борода имела синий оттенок, повязка на голову- красного и зеленого цветов. Койланаглиф, представляющий плененных рабов, нанесен на подножия сфинксов.
Нижняя терраса
Цокольная галерея является двориком пред храмом. Она окружена стеной, с объемными фигурами соколов -символикой царской власти. На западной части двора расположена галерея из 22 колонн. Галерею разделяет пополам лестница с пандусом. Раньше вдоль нее стояли скульптурные композиции львов. В прошлом по обе стороны прохода располагались огромные, достигающие 8 метров в высоту, скульптуры царицы Хатшепсут, олицетворяющие бога Осириса.
Барельефы, представляющие царицу в облике сфинкса, сражающуюся с неприятелем, приносящую жертву Богу Амону, находятся на стенах портика. Тут же наблюдаем фрагменты военных парадов, процессий военнопленных и рабов, историю строительства. С обеих сторон от врат до ступеней тянулась аллея сфинксов.
Средняя веранда
Лестница в середине галереи ведет на следующую веранду. В далекие времена в середине галереи размещался искусственный водоем вокруг которого цвели пышные сады.
В западной стороны веранды находится небольшой портик, разделенный очередной лестницей, являющийся основой третьей, более высокой верандой. Из целостного камня вырублены колонны портика. На стенках галереи вырублены объемные произведения с представлением эпизодов из бытия царицы:
замужества ее мамы, царицы Яхмос, с богом Амон- Ра (в действительности папой царицы Хатшепсут являлся фараон Тутмос I),
рождение Хатшепсут от сего священного союза,
ее коронование,
принятие царицей благословения от богини Хатор и другие действа.
С другой стороны галереи видим панно, описывающие поход в вошедшую в летопись страну Пунт для экспорта оттуда ценностей и уникальных растений.
Основываясь на мнении ученых, территория Пунт это восточный берег Африки. Та же самая территория в древние времена знакома народам Ближнего Востока как Офир. Классические африканские истории изображения приматов, пантер и жирафов, лачуги на сваях являлись характерными образами рельефов.
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Храм царицы Хатшепсут
Верхняя веранда
Ступени на верхнюю веранду, состоят из скульптурных композиций громадных кобр, на теле их восседают соколы. Эти изображения представляют собой символы, являющиеся геральдическими и представляющие Верхний (кобра) и Нижний (сокол) Египет. В целом построение- символ единства Египта.
Лестница украшена парой сфинксов, изготовленных из красного камня.
Самые важные храмовые обряды проводились на верхней галерее. Тут расположен портал, ведущий в высеченное в камнях святилище Хатшепсут.
В центре святилища расположен вход с колоннами в форме четырехгранника, около них когда то располагались величественные скульптуры правительницы.
С судов, шедших по реке отчетливо выделялись эти прекрасные и огромные фигуры. По периметру веранда окружена колоннами. Данное место отличалось наличием нескольких небольших храмов-молелен. Священное место богини Хатор находилось в южном крыле портика, она была покровительницей Хатшепсут.
Обстановка храма
Позади колонн галереи можно увидеть высеченные в камнях подземные помещения. Портал основного холла украшен статуями трехметрового размера, демонстрирующими Хатшепсут в обличье бога Осириса.
Дверь в основной холл сработана из черной меди с филигранью из Электра (сплав золота и серебра). Прямоугольные и многогранные колонны украшают вырубленные в камнях холлы. По всему периметру пола уложены золотые и серебряные плиты, а двери из дерева кедра украсили бронзой.
Фрагменты стен, потолка холлов расписаны разноцветными красками. В общей сложности в храме установлено больше 200 изваяний, из которых 140 сфинксы. В основном холле стояла большая статуя царицы из мрамора. Сейчас это груда камня.
Изваяния храма — пример наиболее великих и известных шедевров древнеегипетского мастерства 18-й династии. Воплощением богини Хатшепсут для них было три разных образа: в образе фараона, в облике Осириса и в виде сфинкса.
Статуя царицы
Статуя царицы
Статуя царицы
Образ правительницы, запечатленный на этих изваяниях: узкий к подбородку овал лица, небольшого росточка, миндалевидные глаза, широченные изогнутые брови, высокие скулы, веки с помочью макияжа продолжены к волосам.
В каждой фигуре скульпторы смогли достоверно показать индивидуальные черты царицы.
У сфинксов, у скульптур крупных габаритов (высотой 8 и 5 метров), бывших элементами внешнего украшения Храма, предусмотрено общее соответствие и повторены характерные особенности.
Скульптуры из основного святилища, носившие религиозное направление, созданы лучшими скульпторами, в весьма тонком и теплом стиле отражая фотографический образ царицы.
Эпилог
Обстановка храма Хатшепсут оставалось недолговечной. Вслед за смертью мачехи, престолонаследник Тутмос 3, немедленно распорядился убрать все изображения и тексты, посвященные Хатшепсут с территории страны. Произведения искусства из храма уничтожили и закопали. Через большое количество веков археологи начали раскопки и вскрыли великое множество интересного
Фивы были столицей древнего Египта, сердцем царства фараонов более 400 лет. Являлись самым важным культовым центром. Расположенная рядом долина царей — мир величайшего некрополя. Новое царство ( ок.1532…
Город Луксор, располагающийся на побережье Нила в Верхнем Египте, получил широкую известность вследствие того, что в его центральной части находятся руины античных Фив — знаменитого городка старинного…
Вслед за дворцами и храмами, пирамидами и Мусейоном наблюдаем ещё одно из давних египетских сооружений, не признанное чудом света. Минуя многие века, оно по-прежнему является самым важным сооружением…
Содержание1 История возникновения2 Угасание столицы3 Развалины4 Остатки былой роскоши5 Бог Птах и священный бык6 Иранский царь приносит несчастье История возникновения Более шести тысяч лет назад на месте современного…
Каждый, кто видел Александрийский маяк, становился его поклонником. В первую очередь. Маяк удивлял и покорял своей немыслимой высотой. Стены, высоко поднимаясь ввысь, казалось, соединялись в зените в одну…
Храм величайшего египетского фараона Рамсеса ІІ по иронии судьбы не отнесли к необыкновенным «Чудесам света». Вырубленный в крутой горе, храм на долгое время поглотили пески пустыни. В 1813…