Александрийский маяк — ушедшая эпоха средневекового строительства

Александрийский маяк

Каждый, кто видел Александрийский маяк, становился его поклонником. В первую очередь. Маяк удивлял и покорял своей немыслимой высотой. Стены, высоко поднимаясь ввысь, казалось, соединялись в зените в одну точку.

Александрийский маяк
Именно с моря маяк смотрелся особенно эффектно, будто вырастая из бездны . В момент, когда маяк перехлестывали  волны, казалось, он нёс самого Посейдона на небеса для того, чтобы морской царь осмотрел свои необъятные владения.

Строительство маяка

Конфигурация маяка была совершенна: проста, логична и красива. Неприступный внушительный столп величественно поднимался  горящим факелом ввысь.

Покорив Египет в 332 году до нашей эры, Александр Македонский задумался построить современный город в устье реки Нил. Зодчий Хейрократ подготовил проект и начал строительство.

Александрийский маяк

Град Александрия, оказывается не только столицей Египта, но и центром Эллады. Для удобного и более лёгкого приближения кораблей к  Александрии, избежав возможных опасностей, решили основать в устье Нила на острове Форос маяк. Берег  объединить с ним дамбой через мостки.

Существовали и иные основания для строительства.  Александрия находилась на побережье, которое было плоским,  не производив эффекта на проходящие суда. Птолемей восходит на престол после смерти Александра Великого, являлся соратником македонского покорителя. Он считал, Александрия обязана затмевать другие города планеты не столько своей важностью, сколько  прелестью и оригинальностью.

Птолемей подумал, что нужно создать необычный маяк. Его пламя будет светить по ночам в небе и указывать дорогу жителям Александрии. Только маяк необходим для того, чтобы  находясь днём на морских подступах к столице  подчёркивать её стиль, являть силуэт города неповторимым .

Проектирование и строительство маяка было возложено на Сострата Книдского, который начал работу в 285 году до нашей эры. Он всего за пять лет спроектировал этот величественный монумент — совершенный триумф техники той поры.
Очевидно, что огромные параметры маяка затрудняли строительство.

Архитектурные особенности

Предшествующие способы не работают, ведь раньше камни возили к месту кладки по земляным валам или деревянным сооружениям. На маленьком участке немыслимо было расположить курган уровнем более ста пятидесяти метров.

Тут проявил себя гений Сострата. Проектировщик принял нестандартное и смелое намерение подавать камень, стройматериалы к точке укладки не со стороны маяка, а изнутри.

Вслед за сооружением столпа, около стен, внутри него, начали сооружать удобный, огромный и надёжный пандус. Сообразно с увеличением стены пандус наращивался и неизменно доходил до верхнего края  стены. По нему рабы-строители вносили камни и стройматериалы. Огромная толщина стен  допускала  задействовать большое количество работников. Это ускорило возведение маяка.

Александрийский маяк

По завершении работ огромная спираль пандуса великолепно сменила неудобные и представляющие опасность лестницы. На него взбирались дежурные и солдаты, а ослы развозили топливо для огромного факела маяка.

Маяк изображался в виде гигантской башни с тремя ярусами, стоящей на подиуме. Пик маяка составлял триста локтей, примерно сто пятьдесят девять метров . Это означало, что по высоте он вполне мог сравниться с  высоченными пирамидами.
Помимо этого, подиум маяка играл роль неприступной крепости. Тут был расквартирован оснащённый гарнизон. Метательные машины были установлены у каменных насыпей. Залитый колоссальный фундамент занимал всю сердцевину подиума. Из нее поднимался массивный четырёхугольный столп высотой  70-75 метров, дальше он сужался и завершался зубцами.

Александрийский маяк

На нем располагалась ещё одна башня, которая увенчивалась каменной площадкой.  Около основания первого яруса сторона была равна 30 метрам. Прочный известняк служил материалом для массивных плит.  Портал, расположенный на южной стороне  и устремлённый к городу украшен гномами-часами.

В средней части маяка находится многогранная основа, выложенная плитами из светлого мрамора. Стороны столпа сориентированы по движению  восьми основных ветров.  Восьмигранник уходил ввысь на 45 метров , а диаметр составлял 18 метров .
В цоколе стены были толщиной в 8 метров. Окна, освещающие башню, были в размер человека, но не широкие. Являлись рациональными амбразурами  для стрелков.

Александрийский маякЗавершающая площадка  маяка представляет из себя небольшое цилиндрическое сооружение, ставшее опорами для восьми пилонов, выполненных розовым полированным гранитом. Пилоны поддерживали свод, увенчанный значительной фигурой Посейдона с трезубцем – скипетром морского царства.

Статуя Посейдона

Между пилонами располагалась особая система больших вогнутых золотисто-коричневых зеркал, которые отражали огонь громадного пламени, который горел круглосуточно. Свечение  факела можно было заметить на протяжённости в 60 километров. К тому же в дневное время дым от пламени был довольно хорошей путеводной звездой. Светлая башня из мрамора была хорошо различима на большом расстоянии с моря.

Александрийский маяк
Высоко расположенная площадка маяка давала возможность наблюдения за нахождением военных кораблей как своих, так и вражески. С помощью управления затворами появилась возможность отправлять кораблям светящиеся оповещения, которые легко видимы и в дневное время суток. Таким образом, полководец был способен вести морской бой с большой дистанции.

Необыкновенное представление

Все, кто был на маяке, были в восторге от изящно созданных из позолоченной бронзы высоких тонких дамских форм. Они располагались на платформе 2-го яруса и в углублениях столпа. На фоне мрамора маяка отчётливо виднелись большие стройные изваяния, играющие золотом в лучезарных лучах солнца.
Не только своей прелестью вызывали они интерес. Иногда эти застывшие изваяния неожиданно пробуждались.

Удивительные персонажи являлись не только великолепными скульптурами, но и сложнейшими замысловатыми конструкциями.
С помощью передвижения крупных золотых стрелок по синим циферблатам, образам удалось показать власть ветра и морских волн. Иные, разворачиваясь, показывали путь ветра или выполняли движения руками за вращением светила и луны. Девушки — роботы находились рядом с крупными водяными часами — клепсидра. Постоянно звонили  в рынды, часами чеканя время мореходов – склянки.

Во время  ненастья доносился пронзительный громкий звук.  Одна удивительная девушка возвещала своим изогнутым золотым рогом моряков, предупреждая их о грозящей опасности подводных камней и мелей.
На вершине маяка у пилонов из гранита застыла прямая  фигура с выражением решимости, будто всматривалась в даль моря. Это она поднимала тревогу и оглашала море громогласным голосом о приближении в данном районе враждебных кораблей.

Александрийский маяк
Иногда посетителю нелегко было уверовать, что это не человек. До такой степени осознанно и непосредственно выглядели персонажи. Только блеск золота и их величина неопровержимо свидетельствовали о мастерстве творения человека.
Когда в гавани был штиль, к маяку прибывало много шлюпок и маленьких судёнышек с мужчинами и женщинами, стремящимися увидеть уникальное представление.  Чтобы посмотреть на грандиозный маяк,  обитатели далёких континентов отправлялись в долгое и тяжёлое путешествие.

Маяк обходился достаточно дорого. Как пишет Плиний: «Эта башня была одним из чудес света, цена которой составила восемьсот талантов». Восемьсот талантов можно сравнить с двадцать одной тонной золота.
Символом Александрии, её взлётом и хранителем стал фаросский маяк. О маяке написали великие учёные древности Павсаний, Страбон, Плиниец и Ибн аль-Сайх , они не могли скрыть свои чувства.

Александрийский маяк

Разрушение маяка

Маяк просуществовал 1500 лет . Он подвергался разрушению от землетрясений и выветривания камня, но императоры Клавдий и Нерон обновляли его во время своего правления.  В IV веке случилось землетрясение и его огонь погас навеки. Данный маяк использовался в период арабского господства в 7 веке как  дневной ориентир. Пристань, находящаяся рядом с островом в период правления первых султанов-мамлюков занесло песком и теперь маяк не несёт никакой пользы как маяк.  Уже в  XIV веке его разобрали на камни и построили  крепость.

Крепость на месте маяка

Дальнейшая судьба

В 1960-х годах итальянский аквалангист, находясь на глубине у крепостной стены султана, обнаружил две мраморные колонны. В процессе последующих работ из грунта вытащили фигуру богини Исиды Форосской, которая когда-то находилась в  храме. Останки Форосского маяка были найдены археологами в 1980 году на морском дне. В тот период времени  нашли руины замка царицы Клеопатры на глубине 8 метров.

Хранитель Александрии

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: