Существовал ансамбль старинных храмов, зародившийся в Ливане за два тысячелетия. Его название -— Баальбекское святилище. Вначале тут стоял храм Баала (Ваала), являвшийся древнейшим божеством, почитаемым в Финикии. Баал являлся богом солнца и плодородия.
На этой территории возвели храм Солнца, в античном мире называвшийся Гелиополис. Баальбек стал известен как город Солнца. В период правления Августа, Баальбек был столицей Римской империи и храм Солнца превратили в храм Юпитера.
Поблизости располагались храмы Вакха (Бахуса) и Венеры. В период существования Византийской империи языческие храмы превращены в христианские. Далее началась эра арабского господства и за ней последовала эра крестоносцев, а вслед подошли турки. Старинные святилища подвергались перестройкам, декорированию и реконструкции, а затем превращались в строительный материал.
Ансамбль Баальбек четырежды подвергался разрушению в результате землетрясений. На данный момент это место представляет собой руины. Они не имеют себе равных в красоте и великолепии.
Благодаря использованию в архитектуре баальбекских святилищ элементов языческих культов, можно наблюдать стремление к тому, чтобы показать превосходство богов над людьми и собрать их воплощение в камне, являющееся воплощением невероятной силы.
В этой ситуации искусство, эстетические ценности и техника поступились в пользу массивности моделей, гигантским размерам и циклопичным формам. Это заставляет призадуматься о бессмысленности усилий многих тысяч людей, которые здесь трудились.
Баальбек — храм Солнца
Первый раз Баальбек упомянут в бумагах, принадлежащих XIV в. до н.э., когда фараон Эхнатон, правивший Египтом, основал единоличный культ бога Солнца Атона на территории своих владений. В этот период храм Баала, уничтоженный землетрясением, возрождён как храм Солнца. Согласно Макробиусу, известному римскому литератору и оратору, в возрождённый храм из Египта привезли фигуру бога Атона. Величественное святилище со временем стало величайшим центром религиозной жизни. Возвращаясь из очередного вояжа, Александр Македонский посетил это место.
Ансамбль Баальбек потерял былое значение в период правления персидского рода Селевкидов, захвативших Ливан в III в до н. э.
Масштабные строительные работы начались в период римского господства. Территория Баальбека-Гелиополиса, становится значимым промышленным городком и опорной точкой для Рима на Востоке. Уникальный храм Юпитера, названный «Большой Храм», расположен в центре Баальбека, имел протяжённость 90 метров, его ширина составляла 50 м.
Снаружи храм охватывала мощная колоннада из пятидесяти двух колонн. До настоящего времени сохранилась в количестве 6 штук.
Архитектура храма
Баальбек нарекли «Левантийским акрополем». Находится он в непосредственной близости от вершины взгорья. Уровень поднят за счёт обширной старинной веранды, возведённой из камня в период правления финикийцев. Проходя сквозь пропилеи, имеющие конфигурацию двух квадратных башенок, можно попасть во владения ансамбля. В прошлом промеж них располагалась торжественная лестница, фрагментарно восстановленная германскими мастерами в преддверии XX века.
Тропа сквозь пропилеи, приводит ко двору в форме шестиугольника, называемому «Большой двор» или «Пантеон», что символизирует «Шестиконечную звезду». Это изображение широко культивируется на Востоке. Он окружён высоченной стеной, украшенной множеством проёмов в виде арочек.
Внутри двору придавала красоту 84 колонная колоннада, расположенная по периметру. Сегодня их осталось совсем немного. Полуразрушенные колонны и модули из камня разбросаны по огромному двору.
В самом центре находятся развалины большого алтаря с парой башенок, возвышающихся с двух сторон. В этом месте проводились жертвоприношения Баалу. Тут наблюдаем фрагменты пары резервуаров прямоугольной формы, в них происходило обмывание жертвенных животных перед их жертвоприношением.
По лестнице, ведущей из Большого двора, можно попасть на самый верх римского храма Юпитера. На верхнем уровне расположен помост, и оттуда разворачивается великолепный вид на ансамбль.
Храм Венеры и малый храм
Вблизи храма Юпитера стоят два небольших храма, имеющих меньшие размеры — это Храм Венеры (круглой формы) и Малый храм. Здание храма, посвящённого Венере, разрушено.
Существенно лучше сохранён малый храм, посвящённый богу Вакху (Бахусу).
Он ,проведя параллели с Храмом Юпитера, сохранил свой основной размер. Это превосходный образец архитектурного искусства в истории человечества. Минуя изящный вход, убранный мельчайшей резьбой, проникаем внутрь Храма. Его стены украшены помпезной колоннадой. Каменный алтарь, выполненный из резного камня, находится в храме Вакха.
Храм Юпитера
В период правления императора Антонина Пия (38-68 годы до н. э.) в Баальбеке началось строительство храма Юпитера. Закончил его император Нерон. Храм располагается на веранде, сформированной из циклопических каменных секций.
Эти огромные секции, по своей природе являющиеся массивными и внушительными, заставили призадуматься об « азиатской системе производства ». Это десятки тысяч человек, прилипнув к огромным каменным блокам, как муравьишки, таскали их за собой на протяжении десятков километров, возводя величественные монументы языческим богам и фараонам. Габариты самых крупных каменных блоков Баальбекской террасы, достигают 19,1*4,3*5,6 метров, масса одного камня варьируется порядка 750 тонн. Баальбек являлся ярким образцом архитектурной гигантомании, о чём говорил сам зодчий И. Соболев.
Баальбекская терраса имеет размеры 49*89 метров. Шесть высочайших колонн, когда-либо возведённые на Земле, возвышаются на веранде, неприступные, как скала. Это былая роскошь Храма Юпитера. В настоящее время данный обломок античной колоннады являлся архитектурным символом Ливана. Мы можем увидеть его на марках, купюрах, рекламных материалах и на бланках документов. В высоту колоннады Храма Юпитера уходят на 22 метра. Фрагмент резного камня, высотой в 2 м перекрывает колоннаду. Всё вокруг усеяно фрагментами однотипных разрушенных колонн. Здесь видим части покрытых резьбой камней и обломки других циклопических сооружений.
Шедевр рук человеческих не выдерживает испытание временем. И не зря знаменитые мудрецы утверждали: самый совершенный храм — это тот, что возведён в сердце человека.